Архитектор Руслан Кирничанский:
«Я помогаю создать качество жизни».
Интервью
Руслан Кирничанский
Архитектор
Автор топового блога "Дневник архитектора" на Яндекс.Дзен. Гроза строителей, ироничный обличитель дизайна, оскорбляющего хороший вкус, апологет функционализма, публицист.
Руслан Кирничанский
Архитектор
Автор топового блога "Дневник архитектора" на Яндекс.Дзен. Гроза строителей, ироничный обличитель дизайна, оскорбляющего хороший вкус, апологет функционализма, публицист.
— Руслан, ваши компетенции архитектора очень удачно соединены с журналистикой. Вы — ведущий нескольких телепрограмм и видеоблоггер. Вы опытный редактор и сами отлично владеете словом. Более того, вы еще сам себе бильд-редактор, подбираете иллюстрации к вашим ежедневным статьям и публикациям на Яндекс.Дзен. Как это может совмещаться в одном человеке?
— Очень легко. Я живу по принципу «если хочешь сделать хорошо, то сделай это сам». Я в этом неоднократно убеждался. Сколько бы помощников у вас ни было, у них одна простая цель: заработать, научиться и обогнать вас. В этом нет ничего плохого, наоборот, это здорово, потому что двигает прогресс.
— А с чего начинали вы?
— В журналистику я «забрел» не случайно. Я всегда любил писать сочинения, любил литературу, риторику. Каждый раз, меняя школу, я выбирал гуманитарные классы.

Примечательно, что еще в начальной школе я обратил внимание, что у всех русских писателей очень грустные глаза. Достоевский, Маяковский, Цветаева, Ахматова, — они мне, ребенку, показались очень печальными.

Родители мечтали, чтобы я стал адвокатом, но «Диалоги» А.Ф. Кони были очень интересны и мне самому. Меня занимало, что думают другие люди, их образ мысли, причинно-следственные связи. Это и сейчас так или иначе присутствует в моей жизни.

Но в отличие от родителей, я не видел себя в юриспруденции. Мне нравилось слово, но я хотел созидать и строить. Я проектировал и возводил высокие дома, памятники архитектуры, железнодорожные станции, автострады из скромного набора Lego, который в 90-е годы, понятное дело, достать было сложно. Из 200 деталей я мог собрать город.

Гораздо позже я узнал, что тогда «стилизовал» здания, изыскивая разные решения. Допустим, не хватает деталей на четыре стены, и я делал три: оставлял опорные точки, каркас, и домысливал, что четвертая сторона — невидимое стекло. Так игра с конструктором помогла развить фантазию.

Еще с детства меня интересовала тема недвижимости, жилья. Свою комнату я воспринимал как собственное пространство, личную территорию.

Видел я себя всегда созидателем: архитектором, дизайнером, отчасти строителем. Но если говорить о том, чем конкретно я занимаюсь сейчас, то прозвучит это так: «Я помогаю создать качество жизни, я помогаю его улучшить. Человек может жить лучше и я знаю, как помочь».

Я прошел этот путь сам. Я знаю, что такое жить в больших квартирах. Знаю, каково жить студентом в маленькой квартире. Я знаю, что такое комфорт. Я чувствую, какой минимум нужен человеку в жилом помещении. При этом я всегда за рационализм и обоснованность – это важное качество помогает мне придумывать не шубохранилища, а создавать именно те помещения, которые будут полезны.

Случается дизайнер, разрабатывая проект для таунхауса в 400 м2, не знает, что ему делать и как разместить там семью из четырех человек. Тогда он полностью отводит четвертый этаж под огромную игровую, третий этаж – под детские, на втором планирует гардеробные, овощехранилища, а на первом – общую инфраструктуру. Забыли, нужно же еще 100 м2 под спальню!

Я за то, чтобы при распределении площади исходить не из фантазий, а из потребностей. Нужна большая игровая или рациональнее зарезервировать это пространство в виде гардеробной? Когда дети подрастут, можно будет организовать каждому из них по этажу. Или есть перспектива появления третьего ребенка? Разумнее, когда это счастливое событие произойдет, не начинать новый ремонт, а адаптировать старый.

У меня есть один проект, о котором я говорю с особым теплом. С самого начала я назвал его «идеальная квартира». Все так и идет. У семьи с двумя детьми есть пространство, которое сейчас неактуально – я делаю там гостевую спальню, спроектированную таким образом, что расстановка мебели в ней продумана на случай появления третьего ребенка. Также эту комнату могут использовать как спальню для приезжающих в гости родителей. Оба сценария — рабочие. Чтобы это пространство модифицировать, нужно только переставить мебель.
Выступление на НеФорум Блогеров.
— Как вы стали архитектором?
— Для того, чтобы получить образование, нужна подготовка. Для архитектора важен академический рисунок, начертательная геометрия, основы композиции. Одной работы с цветовым колером недостаточно.

Я поступил в вуз, выдержав сложнейшие экзамены. Когда после всего этого я увидел, как некоторые сокурсники штрихуют рисунок, я испытал то, что сейчас испытываю при взгляде на какие-нибудь адские интерьеры, созданные за очень большие деньги. Негодование. Академический рисунок – это правильная постановка руки, там же штриховали так, словно держат авторучку.

Учиться архитектуре я пошел осознанно. Я считаю, что человек должен заниматься тем, что ему нравится, и только в этом случае он может добиться успеха. Кроме школ искусств (я сменил несколько, так как мы часто переезжали) считаю важной частью самообразование.

Вы можете шесть лет потратить на университет и пять — на академию, но без самообразования особого толка от этого не будет. Либо вы тратите время, либо вы тратите время рационально и учитесь. Когда я поступил, то жил в пригороде. И я благодарен периоду, когда у меня много времени уходило на дорогу. По два часа в одну сторону, в диких пробках, в ожидании автобусов, маршруток, где тебя побьют, затолкают и обматерят. Едешь в рабочее время, как и все, а люди очень разные.

Тот период научил меня ценить время. Я старался поддерживать хорошее настроение, потому что понимал, ради чего я трачу эти два часа и стараюсь еще учиться. Ради того, чтобы впоследствии больше никогда так не ездить.
Можно шесть лет ездить по два часа в одну сторону и в итоге не получить ничего, а можно изменить свою жизнь навсегда.
— Так закладывалась мотивация?
— Естественно. Все дело в том, что в итоге человеку нужно, что его устраивает. Меня не устраивает ездить ни два часа, ни час. Я понимал, что это проблема, и проблема исключительно моя. Надеяться на кого-либо – не в моем характере, ждать подарков судьбы – тоже. Я понимал, чтобы эту проблему решить, требуется образование.

Кроме того, в том, чем я занимаюсь, для меня всегда был азарт. Создание пространства, стройка — это не просто ремесло, а страсть. Написание текстов, ведение блога, общение с читателями, съемки – это любовь, мне это нравится, это моя сфера.

Я получаю от всего этого большое удовольствие и, естественно, стараюсь сделать это хорошо. В один момент я просто понял, что можно шесть лет ездить по два часа в одну сторону и в итоге не получить ничего, а можно изменить свою жизнь навсегда.
— Ну можно было слушать музыку или спать...
— Спать я не мог, потому что изучал тех людей, которые орали страшные вещи друг другу при входе в автобус. Это пригород, большие пробки. Я смотрел на них и думал: «Вроде бы люди как люди, откуда такая агрессия, чуть ли не драки?» Мне всегда было интересно, что людьми руководит в этот момент.

В дороге я читал книжки, просматривал и переписывал свои конспекты, делал пометки.
— Вы чувствовали, что вкладываете в свое образование силы и время не зря, что оно будет востребовано обществом?
— Одинаково востребованы и архитектор, и пекарь, и олигарх.
Если пекарь или архитектор начнёт себя позиционировать правильно, он добьется всего, чего хочет.
— Архитектор, мне кажется, быстрее заработает себе на квартиру, чем пекарь.
— Смотря как печь, и как себя позиционировать. Есть люди, которые абсолютно ничего не умеют, но всё получают, потому что умеют себя правильно позиционировать. Соответственно, если пекарь или архитектор или кто угодно начнёт себя позиционировать правильно, он добьется всего, чего хочет.

Важно понимать, что деньги – не самоцель, а результат труда. Ставит цели в деньгах не совсем корректно. Еще будучи ребенком, я поставил цель прожить интересную и достойную жизнь. Именно такую, о которой я читал в книжках. Чтобы она была наполнена хорошими событиями, путешествиями, встречами. Не сидеть на месте, не плыть по течению, а создавать, созидать.
Можно открыть бизнес, вложиться в хорошую рекламу, но все бесполезно, если за этим не стоит никакой истории.
— Часто дизайнеры к вопросу позиционирования приходят из отчаяния. Нет клиентов, нет заказов, а все говорят, что надо как-то продвигаться в интернете.
— Это сомнительное решение, потому что позиционирование начинается изнутри. Невозможно создать хороший продукт, просто работая над антуражем. Можно создать коммерческий проект на 2-3 месяца – это сейчас называется хайп. Можно открыть бизнес, вложиться в хорошую рекламу, но все бесполезно, если за этим не стоит никакой истории.

Проблема дизайнеров в том, что они живут в XX веке, я бы даже сказал, в середине XX века. Дизайн – это такое же искусство, как живопись, скульптура, архитектура. Еще Павел Чистяков сказал, что искусство должно соответствовать своему времени, быть современным. Дизайнерам нет смысла вступать сейчас во всевозможные аббревиатурные союзы – АББ, ВГД, ЕЖЗ. Это устарело, это скука. Творец всегда один.

В объединении они не чувствуют себя творцами. Возможно я открою для кого-то тайну, но любое объединение – это чистый холодный расчет. Это выгодно только тем, под чьим крылом они объединяются. Например, ритейлер создает «закрытый» клуб, куда может прийти абсолютно любой, под девизом: «Мы создали ассоциацию дизайнеров и даем всем ее участникам 5% скидки». А те, кто вступил в ассоциацию, еще радуются, что принадлежат к сообществу избранных.

Дизайн в России – все еще спорная история. Есть, безусловно, талантливые ребята и девушки, которые создают хорошие пространства. Чаще я вижу красивую картинку, но за ней нет творца. Все те же приемы мы видим в итальянских журналах по дизайну, у скандинавов, у датчан. У нас не сложилось еще как таковой школы дизайна.

У нас по большей части евроремонт. Человек, который говорит, что создает дизайн, делает очень смелое заявление.
— Но, у нас же есть история? В 90-е дизайн принадлежал избранным и не заходил в дома обычных людей, которые в тот момент просто выживали. Это сейчас, конечно, некоторые созданные тогда проекты дизайнеры уже не хотят показывать в своем портфолио.
— Людям нужно зарабатывать и понятное дело, у них бывали странные заказчики. У меня история другая: если я вижу странного заказчика, я не работаю.
На съемках
— Как вы к этому пришли и как смогли себе это позволить?
— Я понимаю, что совет не работать с тем, кто тебе не интересен и не симпатичен, требует соблюдения определенных условий. Повторю – у нас нет творцов. Есть люди, у которых на самом деле получаются красивые пространства, но эти люди слишком зависят от своей команды. Они либо не разбираются в инженерии, либо в законных перепланировках. У них есть насмотренность, чувство прекрасного. Они умеют выбрать хорошего фотографа, договориться с интерьерным журналом, сделать съемку и наслаждаться публикацией.

Люди, которые уверены, что они «звезды» российского дизайна, не развиваются очень давно. Они позволяют себе недвусмысленные заявления, но они не глупы, и понимают, что рядом с европейским дизайном им делать нечего. Если бы дело обстояло иначе, они бы не работали в России после 2014 года.

У нас любят смотреть, что делают другие. Вот, итальянские дизайнеры начали создавать авторскую мебель. Так они делают это всю жизнь, а мы — последние несколько лет, поэтому вторичны.

Те же мои любимые Имзы создали гениальные кресла, потому что они экспериментировали с новым материалом: химики только-только разработали полипропилен, и они находили ему применение. Это не единичная история.

А что делают у нас? Допустим, берут чайник и «придумывают» ему другую форму из стекла и пластиковую ручку, то есть не создают ничего. А ведь появляются новые материалы с новыми характеристиками.
Востребованность возникает не из творчества дизайнера, а исключительно благодаря его правильному подходу к подаче себя.
— Тогда в чем вообще секрет продвижения – хорошо работать? Просто делать хороший дизайн, хорошие проекты?
— Нет. Я лично всегда говорю, что я занимаюсь качеством жизни. Дизайн – совместное творчество с людьми, для которых я это качество жизни создаю. Для меня важно, чтобы машина поехала, а красивой её мы сделаем вместе.

Востребованность возникает не из творчества дизайнера, а исключительно благодаря его правильному подходу к подаче себя.
— А можно ли быть золотом, которое никто не видит, никто не знает?
— Да, я даже знаю таких дизайнеров. Их никогда не брали в списки топ-100. Архитекторы, как правило, даже разговаривать не умеют нормально, потому что архитектор – это человек, который изъясняется визуально.

На поверхности всегда оказывается то, что всплывает. Золото всплывает крайне редко.

Я неоднократно раньше участвовал и даже провоцировал дискуссии на тему «должен ли дизайнер выполнять то, что ему говорит заказчик либо нет». 99% дизайнеров отвечали: «Если дизайнера нанимают, он должен делать то, что ему говорят».

Тогда у меня вопрос: чем дизайнер отличается от официанта? Вы можете показать официанту, что хотите вот это блюдо, гарнир и спросить, через сколько времени это будет готово. Все абсолютно правильно, это никого не унизит. Но берем Пабло Пикассо или Валентина Серова. Если их попросили нарисовал портрет, они могли и отказать. Не действовали ни деньги, ни угрозы.

Почему я заговорил об этом? Дизайнеры говорят одно, а делают другое. Они утверждают: «Мы создаем светлое, романтичное пространство». Но при этом согласны делать то, что им велят.
— Но не все?
— Большинство. В подобных дискуссиях я всегда встречался с непониманием: «Как так, вы же дизайнер и должны делать то, что вам говорят». Я возражаю: «Нет, дизайнер потому и является дизайнером, что он может сделать то, что человеку на самом деле нужно, а не то, о чем он просит на словах».
Если вы пришли в профессию, потому что любите свое дело, то вообще не надо переживать. Вы добьетесь успеха в любом случае. Да, какое-то время будете искать себя, но если вы делаете то, что вам нравится, вы обречены на успех. Потому что вы делаете это каждый день, круглосуточно.
— То, что человек называет и то, что имеет в виду – это разные вещи. Задача дизайнера – из человека «вытащить» его истинные мотивы. Как тогда привлекать клиентов? Работами, четкой личной позицией?

— Залог успеха в любой деятельности – делать то, что вам самим нравится. Если вы пришли в профессию, потому что любите свое дело, то вообще не надо переживать. Вы добьетесь успеха в любом случае. Да, какое-то время будете искать себя, но если вы делаете то, что вам нравится, вы обречены на успех. Потому что вы делаете это каждый день, круглосуточно.

Мне не нравится писать тексты, но нравится делиться своим опытом. Соответственно, я пишу тексты, участвую в передачах, показываю, делюсь советами. Мой опыт в какой-то степени эксклюзивный.


Расскажу, с чего вообще началась серьезная журналистика с моим участием. Я — человек с обостренным чувством справедливости. Для меня важны честность, прозрачность. Где бы я ни находился, я постоянно ругаюсь с любой управляющей компанией, потому что всегда вижу злоупотребления. В стройке злоупотреблений более чем достаточно. Любой подрядчик просто мечтает злоупотребить.

Я в своем аккаунте на Facebook живописно рассказывал о том, что происходит на стройке. Стала собираться аудитория, меня начали читать журналисты, редактора. Поступили первые предложения что-нибудь написать.

Еще студентом я с огромным интересом читал на всевозможных порталах о вариантах перепланировок и каждый раз видел грубейшие нарушения. Обычно сценариев было пять: квартира для женщины, для мужчины, для женщины с одной кошкой, для мужчины с одной кошкой и для семьи.

Я читал и удивлялся безграмотности того, кто этот текст написал и опубликовал. Сносится вентиляционный короб, переносится в другую часть ванна потому, что человек мечтал в пятиэтажке иметь ванную с окном! Как раз из категории «чего изволите?» Когда я это читал, то приходил в ужас: «А если кто-то это возьмет и реально сделает? Да ведь дома просто рухнут!» Я понимаю диафрагму здания, я знаю, что такое каркас жесткости, что при переносе внутренних зон они работать не будут — туда невозможно довести коммуникации, придется очень много колен делать и горячая труба остынет. Очевидно, что план делал не инженер, а художник.

Художник может нарисовать ракету, но не собрать ее. Инженер с большей вероятностью и нарисует ракету, и соберет: может он и рисует не очень, но, по крайней мере, у инженера она полетит. В этом споре я за инженера.

Я стал переживать, вдруг на самом деле кто-то начнет так делать. Последней каплей стала статья одной девушки-дизайнера с ее пятью вариантами. Кроме того, что она рекомендовала абсолютно незаконную перепланировку, в сценарии для женщины в двухкомнатной квартире она запланировала гостиную и спальню, а для мужчины — две спальни. Это же какой-то сексизм! Парню, значит, гостиная не нужна? Он только спать будет?

Я возмущался с час и задал себе вопрос: «Почему я так волнуюсь?» В этот момент я понял, потому что знаю, как правильно. Я взял двухкомнатную квартиру серии П-44 и с полночи до глубокого утра подробно расписал абсолютно все: какие там проблемы со звукоизоляцией, электрикой и предложил три варианта перепланировки. Первый вариант – минимум переделок, только адаптация. Второй вариант – минимальные изменения, третий вариант – максимум, сносим все, что можно снести законно.

Наутро я сделал чертежи и отправил в издание. Опубликовали буквально через два дня. К вечеру редактор прислал прекрасные слова благодарности. Мне запомнилось, что статью прочли 20 000 раз. Это более чем хорошая цифра не только для тех лет и того издания, но даже сейчас. С этого момента я стал писать постоянно.

Оказалось, на тот момент никто из тех, кто писал и печатался, не знал законы перепланировки лучше меня.
— Другие эксперты, значит, либо заняты проектами, либо не умеют писать.
— Скорее всего. Либо они не видят в этом смысла. А ведь достаточно включить новостную сводку. Каждую неделю что-нибудь происходит: то перекрытие обрушится после ремонта, то стены начинают трескаться, то потоп. Это все последствия безграмотных времен. Ракету создавал не инженер, а художник, поэтому ракета не летит, а падает, разбивается и уносит жизни.

В тот момент я понял, насколько опасно, когда серьезное издание, известный портал, посвященный дизайну, публикует пять рискованных вариантов перепланировок. Ведь люди читают и верят! Что потом? В лучшем случае, проблему вовремя заметят и не допустят, в худшем – это человеческие жертвы.

Почему было так много статей про незаконные перепланировки? Потому не было примера, никто не сказал, что стыдно предлагать опасные для жизни варианты.

Одна женщина-дизайнер тогда решила, что статьи про перепланировки для нее — золотая ниша. Что она делала? В ее планировках элементы мебели были меньшей масштабности, нежели квартира. Получалось, что из типовой однокомнатной она делала чуть ли не трехкомнатную. Помещались и кровать 2х2 и чуть ли не лабиринт в 9-метровой кухне.

Некоторое время это реально работало: редактор это всё публиковал, у неё были обращения. После того, как я начал свою серию статей, редактор спросил совета. Мне как специалисту была очевидна проблема масштабности: полотно входной двери в типовом доме не может превышать 90 см. Умный редактор интернет-издания взял масштабную сетку, мы ее наложили, и все стало очевидно.

Человек, который делает перепланировку, затрагивает жизненно важные элементы здания – несущие капитальные стены. Это как сказать: «А зачем нам малая берцовая кость, давайте мы ее перенесем». Смешно, но с домом то же самое. Просто люди не понимают ответственности, думают «мой дом – моя крепость, что хочу, то и делаю». Вовсе нет. Многоквартирный дом – это ограниченная зона ответственности, вы можете только то, что не влияет на других. Дизайнеры, как никто, должны это понимать.

Я всегда говорю, что прежде, чем делать перепланировку, ее нужно согласовать.
Если вы собрались заявить о себе, то будьте готовы делать это постоянно. Для того, чтобы пошли заказы, нужно быть готовым, что результат придет не сразу.
— А как дела обстоят с контентом сейчас? Сейчас многие дизайнеры ведут свои блоги и хотят привлечь к себе внимание заказчиков.
— Писать о себе и правильно себя позиционировать еще нужно уметь. А для этого четко понимать, кто вы, что вы хотите, что вы можете, а чего вы не можете. Это большая работа.

Когда в 2015 году в Россию пришел Houzz, журналисты и дизайнеры стали выпускать статьи, собралась аудитория. Это очень хорошая площадка, многие дизайнеры научились там писать, заработали себе имя, получили заказы и сейчас практически не пишут. Почему? Потому что они пришли с целью заявить о себе. Заявили, появились заказчики – всё, работаем. Заказчики и проекты закончились – опять им нужно заявить о себе.

Если вы собрались заявить о себе, то будьте готовы делать это постоянно. Невозможно сказать «горшочек, не вари». Если ничего не делать, он вас поглотит. Начали – расхлебывайте эту кашу. Для того, чтобы пошли заказы, нужно быть готовым, что результат придет не сразу. Даже у квартиры на продажу минимальный срок экспозиции — 3-4 месяца и это по честной цене, адекватной рынку.

То же самое с дизайнерами. Сначала ваша аудитория должна о вас узнать. Если вы надеетесь: «Ага, я сейчас напишу статью в блог, опубликую проект в журнале, снимусь в передаче про ремонт и ко мне тоже придут заказчики», – нет, не придут.
— Руслан, смотрите, вот сидят дизайнеры, ничего не пишут. Они, может быть, думают, что они талантливы, может на самом деле талантливы, но заказчиков у них нет и с этим надо что-то делать. Как маркетолог я предлагаю: «Пишите тексты, заявляйте о себе, показывайте, что вы делаете. Рассказывайте о своей работе». В ответ слышу возражение: «Наши заказчики не читают, а смотрят картинки, а у нас картинок мало». Что на самом деле с заказчиками сейчас происходит? Мне кажется, заказчиков очень сильно изменили новые технологии и широкий выбор.
— Удивительно, когда человек заявляет «мои заказчики не читают», «мои заказчики не читают статьи в интернете про дизайн». С чего вы решили? Еще как читают. Не надо мерить их по себе.

Когда человек начинает задумываться о ремонте, о дизайне, он читает всё и как губка впитывает информацию. Люди, для которых этот вопрос важен, найдут на чтение время, как бы ни были заняты. Я знаю реальные истории, когда люди более чем заняты, но они читают. У них нет времени спокойно выпить чашку кофе, но статьи по дизайну они изучают и присылают мне ссылки: «Что вы думаете по этому поводу?» Не обольщайтесь, что к дизайнерам обращаются люди безграмотные.
— Может они действительно просто посмотрели картинки, визуализации или фото проекта и им все понравилось?
— Нет, это вообще никак не сработает. Это как покупки по каталогу, когда к вам приезжает страшная мебель, которую просто сняли красиво, правильно выбрали ракурс для фотографии.

Чтобы цепочка выбора вас как дизайнера сложилась, нужно, чтобы произошло несколько вспышек. Первая вспышка – это запоминание. Дизайнер должен познакомиться со своим заказчиком заранее. А как вы можете познакомиться, если вам даже не написали «привет» и вы ещё даже не поздоровались? Если вы только публикуете фотографии в Instagram и про свои проекты не рассказываете, то у человека возникает недоверие: либо вам нечего сказать о проекте, либо он не ваш.
— «Люди же не читают, они картинки смотрят».
— Наоборот, здесь я могу поспорить. Читают, а не смотрят картинки. Картинка без слов неинформативна. Всю информацию мы воспринимаем в основном из текста. Когда есть картинка и сопроводительный текст, что бы там ни было написано, вы это прочитаете. Картинка – это иллюстрация, которая помогает усвоить текст. Зачем лишать своего потенциального заказчика удовольствия насладиться информацией? Дизайнеру ведь всегда есть о чём рассказать.
— Каков, по-вашему, оптимальный объем статьи с описанием проекта?
— Большие тексты не нужны, это скучно. «Золотая середина» – 4 000 знаков.
— О чем там обязательно надо написать?
— Что вы сделали, какую проблему решили. К дизайнеру приходят не для того, чтобы создать красивый интерьер, а для того, чтобы решить проблему. Соответственно, пишите, что было, почему вы приняли эти решения. Не нужно оправдываться: «Это кресло захотели заказчики, но я с ними не согласен». Даже если это правда и вы выступали категорически против этого кресла – молчите об этом. Нужно уметь мужественно воспринимать критику. Терпеливо принимайте все негативные отзывы за это кресло, если вы не убрали его до съемки и опубликовали проект.

Дизайнеру нужно понять и осознать, что человек каждый раз вас оценивает и анализирует. Каждое ваше слово, каждая запятая имеют вес. Если вы напишете: «Проект хороший, но заказчики добавили свое страшное кресло, хотя я был против», – то ваш потенциальный заказчик тут же перестанет быть потенциальным. Он станет просто читателем.
— Стоит указывать бренды и производителей мебели и других предметов?
— Глупая затея, потому что бренды должны за это платить и немало. Причем не журналам, а дизайнеру. Я категорически против указания брендов, если это не рекламная история. Я беру в свои проекты мебель, производителей и всегда им говорю: «Если вы хотите, чтобы появилась информация о вас, то, как минимум, я хочу получить вашу продукцию бесплатно». Не нравится – радуйтесь, что я у вас это купил, и все.
Сайт — это ваша самопрезентация. Задайте себе вопрос – какие эмоции должен испытывать человек, чтобы набрать ваш номер телефона и сказать: «Я хочу заказать у вас проект».
— А как насчет анимации на сайтах дизайнеров или использования цветных шрифтов?
— Все же просто: впечатление производит профессионализм и фанатичность, которую человек уделяет своей работе. Не нужно придумывать велосипед, этим антуражем вы ничего не создадите.

Вы дизайнер по интерьеру, а не графический дизайнер, поэтому будьте добры, работайте в общепринятых рамках. Есть правило – текст должен хорошо читаться. Не мучайте читателя, своего потенциального заказчика, чтобы он ломал себе зрение, прищуривался, напрягал глаза. При неправильной контрастности читатель возненавидит вас в конце даже самого полезного текста. Даже если вы рассказываете историю о том, как зимой ныряли под лед, спасая тонущих одноногих котят из Москвы-реки. Если это будет написано светло-серым шрифтом на белом фоне, то за это вам открутят голову.

Красота – в простоте и рациональности. Человек зашел на ваш сайт: он должен увидеть хорошее оформление, получить удовольствие. Сайт — это ваша самопрезентация. Задайте себе вопрос – какие эмоции должен испытывать человек, чтобы набрать ваш номер телефона и сказать: «Я хочу заказать у вас проект». Человек должен быть доволен, вдохновлен и заинтересован.
— Для этого достаточно фото.
— Нет. Вы сами заинтересовались бы фотографиями? Будьте честным с собой и самокритичны. Мы ежедневно видим столько визуальных образов, что они смешиваются. Шокировать нас можно разве что живой розовой коровой в комнате. Но разве от шока человек станет вашим клиентом?
— А у кого учиться писать тексты? Имеет ли смысл читать описания проектов в интерьерных журналах и на порталах?
— Если этот журнал полон рекламы, – вообще не читать. Интерьерная журналистика находится в печальном состоянии. И это результат не только стагнирующего рынка, но и безответственной работы редакторов, которые вместо того, чтобы создавать качественный контент, продались рекламодателям.

Почему они это сделали? Не потому, что они плохие, а потому, что у них нет мужества заявить издателю: «Мы все-таки журнал о прекрасном». Если бы заявили все, то издатели это приняли. Важно, когда главный редактор умеет отстаивать свою точку зрения. Нужно бороться за каждый номер. Так, чтобы и волки были сыты, и овцы целы, не получится.

Печатная индустрия переживает плохие времена. Издержки на производство контента большие. Информация в интернете обновляется каждые пять минут, а журнал выходит раз в месяц. Как журналы могли бы выжить? Только один способ – соблюдать качество и тем удерживать аудиторию. Вместо этого поддаются на требования рекламодателей. В проектах дизайнеров упоминают марки, которых там нет. Особенно так грешат, указывая краску. Нужны упоминания, поскольку есть определенные договоренности. Такая политика ведет к потере аудитории.
Единственный шанс быть интересным — иметь собственный жесткий стержень.
— Многие из-за рекламы перестали смотреть телевизор.
— Когда вы берете журнал, вас пичкают рекламой, которая вам вообще не нужна. Хотите делать ремонт, а вам настоятельно рекомендуют производителя кухонь за два миллиона. «Другая кухня – плохо, берите только у него». Вы идете в интернет и находите то, что вам нравится, в разы дешевле.

Журнал нужно найти, заплатить деньги, купить. А в интернете вы можете получать свежую информацию практически мгновенно. В этой гонке журналы уже отстали. Единственный шанс быть интересным — иметь собственный жесткий стержень.
— Есть же журналы разных категорий: для массовой аудитории и высокий сегмент...
— В чем проявляется высокий сегмент? В том, что они делают за десять миллионов то, что я могу сделать за миллион? У нас даже практически нет недвижимости, которую можно назвать высокой категорией — в лучшем случае это бизнес-класс. У нас строят комфорт, а продают его как бизнес-класс с огороженной территорией, паркингом и прочим. Заявляю это как человек, который все знает не понаслышке.

Качество жизни в таких ЖК отличается от тех же самых типовых домов незначительно. В типовом доме вам нужно ставить автомобиль в гараж, а здесь вы спуститесь на паркинг, только за обслуживание которого вы заплатите 10000 рублей. И его еще постоянно затапливает. Разница в этом и в том, что в вашем ЖК бизнес-класса тарифы в два раза больше, но абсолютно такие же скучающие охранники с тем же самым сканвордом, с которым сидит консьержка в типовом доме. Нет ни разницы, ни эксклюзивности.

Пройдет еще немало времени, прежде чем мы сможем говорить в России о разных категориях жилья. Сейчас в одном доме могут жить абсолютно разные люди: знаменитость, актриса советских времен и маргиналы. Все смешалось: и кони, и Наполеон, и костры, и цыгане.

Под «высокой категорией» вам просто пытаются продать более дорогие вещи. Мне, скажу честно, дико смешно читать про «элитные интерьеры», «элитарные жилые комплексы». Как может быть элитарным жилой комплекс? Элитарным может быть клуб, только не то, что у нас в России принято называть клубами.
Если человек хочет больше зарабатывать, то совет банальный – больше работать. Больше о себе писать, больше мелькать в медиапространстве.
— Ко мне как к маркетологу дизайнеры приходят с таким запросом: «Я хочу проекты более высокого уровня». Есть ли заказчики другого уровня? Есть ли вообще какие-то уровни, чтобы говорить о переходе с одного на другой?
— Другой уровень это просто более красивое название бОльших денег.

Заказчики делятся только на две категории: ваши или не ваши. Есть конечно, маленькие объекты с ограниченным бюджетом – ну так откажите, не работайте с ними. Если человек хочет больше зарабатывать, то совет банальный – больше работать. Больше о себе писать, больше мелькать в медиапространстве, именно в интернете.
— Больше работать не означает взять два проекта вместо одного и тащить двойную нагрузку, а именно больше работать над своим образом, позиционированием?
— Мы определили: человек хочет больше денег. Что он может сделать? Он может взять больше проектов и получить реально больше денег. Но есть усталость и ограничения по времени. Вести большое количество проектов одновременно может не получиться.

Тогда следующая ступень – как сделать так, чтобы вам больше платили за ту же самую работу? Больше публиковать, больше рассказывать о себе, то есть делать то, что вы раньше не делали.
Если вы на самом деле обладаете какими-то эксклюзивными знаниями, не стесняйтесь об этом заявить. Пока вы об этом не скажете, об этом никто никогда не узнает.
— Как рассказ о себе что-то поменяет в вашей жизни?
— Поменяет абсолютно все. Я же не сразу пришел к результату. Мой лоб до сих пор болит от шишек, которые мне набили двери, что мне приходилось сносить. Есть такое предубеждение, что нужно быть скромнее, нужно молчать. Потребовалось продолжительное время, чтобы я понял, говорить о себе — это не похвальба, не эгоизм, не эгоцентризм, это правильно. Что не нужно стесняться и бояться рассказывать о себе.

Просто нужно понять, что в этом нет ничего плохого. Если вы на самом деле обладаете какими-то эксклюзивными знаниями, не стесняйтесь об этом заявить, потому что пока вы об этом не скажете, об этом никто никогда не узнает.
— Есть ли разница – говорить о себе и рассказывать полезные для других вещи?
— Если вы на самом деле обладаете чем-то эксклюзивным – это будет полезно. Вы должны что-то дать человеку, если хотите, чтобы он вам позвонил и сказал: «Ты классный дизайнер, хочу дать тебе денег, чтобы ты сделал проект моего таунхауса».

Поделитесь советом, расскажите историю, какие проблемы вы решили в конкретном интерьере. Если у вас нет никаких интерьеров, вы их не снимали или вы еще совсем молодой дизайнер – участвуйте в дискуссиях, обсуждайте, пишите свои сомнения. Не нужно стесняться делиться своим опытом и думать, что ты не имеешь права на ошибку. Имеешь, еще как. Нужно разрешить себе право на ошибку, потому что только так завтра вы узнаете что-то новое.
— Про полезность текста. Допустим, дизайнер пишет: «из этих окон открывается прекрасный вид» или «мы разделили спальню и детскую и стало лучше». Мне кажется, здесь пользы нет. Она возникает, когда мы постоянно себя спрашиваем: «Как то, что мы написали, поможет читателю».
— Вы правы. «Мы разделили комнату на две зоны, чтобы отделить детскую от зоны сна родителей, это позволило нам…» Не нужно бояться, что ваш текст потеряет красоту. Вы не Фет, чтобы писать красиво.
— Или «эти шторы гармонируют с оттенком ковра», «завиток лестницы извивается под твоей рукой»…
— Лучше в стихах об этом писать, хоть похохотать можно. Нет, ну какая литература? Описание должно работать четко и конкретно. У человека, для которого актуален вопрос ремонта, есть проблема и ему нужно, чтобы вы её решили. Если он читает про то, как «цвет стен гармонично сочетается с лапкой льва, которая вылезает из-под ванной» – это скука. Человеку, который делает ремонт, важнее, чтобы розеток было достаточно, чтобы перепланировка была законная, чтобы было, где все хранить, а не то, как сочетается цвет стен.
— Кстати, половина важных интерьерных решений не видна на фото – никто не будет снимать внутреннюю часть гардеробной, постирочную. То, ради чего на самом деле дизайнера и звали: показать, где он спрячет твой пылесос. Зато будет много изящных деталей.
— А знаете, почему? Это одно из тех заблуждений, которое нам привили глянцевые интерьерные издания.

Это рекламный формат, требования рекламодателей. Они не будут довольны, если вместо того, чтобы показать какую-нибудь лампу, напишут о том, какая тут крутая инженерия.

Но время и наши потребности меняются. Мы уже не удовлетворены информацией о вещах, которые нам нравились раньше, сейчас для нас это скучно, это устарело. Мы хотим максимум пользы, меньше тратить на чтение, но получать максимум информации. Если я читаю о том, как здорово сделана и работает инженерная система, то я с большей вероятностью обращусь к человеку, вижу, что он специалист. Спланировать инженерию так, чтобы она работала, может только инженер.
В квартире архитектора Руслана Кирничанского
— Чтобы вода из ванной уходила…
— Да. Исправить ошибку в планировании практически невозможно, нужно все начинать заново. Инженерные ошибки – самые дорогие. Можно перекрасить стены, сшить новые шторы, даже мебель заменить, но добавить новую розетку или сделать систему вытяжки там, где ее нет, уже никак.

Когда дизайнеры делают романтические описания своих проектов и такие же шаблонные фотографии, они копируют журнальную подачу: «Посмотрите, как красиво, какая прелестная лампа и столик». Сейчас это абсолютно не актуально.

Искусство должно быть современным. В наши дни человеку нужно решение, а не лирика. Четко, конкретно расскажи человеку, чем ты можешь быть ему полезен и что ты реально можешь.
— Давайте вернемся к теме перехода на другой уровень. Это не только про деньги. Это о том, чтобы найти заказчика, который может себе больше позволить и на его деньги сделать классный проект. Вопрос качества реализации. Так, чтобы не приходилось выкручиваться и покупать ламинат. Когда человек говорит, что хочет заказчиков другого уровня это и о том, чтобы метраж был побольше и вещи можно было покупать туда интересные.
— Если вы хотите таких, нужно показать, чем вы им полезны. Не столько своим внешним видом, сколько вашей речью и знаниями.

Человека, который знает свою тему, сразу видно. Поделюсь наблюдением. Не так давно для одного моего прекрасного проекта —- они все прекрасные — я искал керамическую плитку. В специализированной группе на Facebook, где дизайнеры ищут материалы, я задал вопрос: «Подскажите салоны, куда не стыдно приехать с клиентом, чтобы увидеть все образцы».

Я получил огромное количество откликов, все изучил, произвел селекцию, выбрал три самых интересных помимо тех, кого я знал раньше. Дело было в августе. Т.к. времени мало, я заехал туда после стройки. Скажу честно, со мной не особо хотели разговаривать. В салонах привыкли, что дизайнеры приходят к ним одетые как на бал Татлера.

Менеджеры салона и сами очень нарядные. Это приятно. Но плохо, когда эти менеджеры делают вывод о тебе, основываясь на том, что твой портфель в побелке, а футболка — со следами краски. Менеджер, очень эффектная женщина, неоднократно повторила фразу: «Это очень большой бюджет, раковина стоит 8000 евро». А мне нужна была именно эта раковина, потому что она справится с той функцией, которую я возлагаю на нее.

Проблема в том, что они встречают по одежке. Менеджеры, посмотрев на меня, решили, что вряд ли я буду их клиентом. Я пообщался с тремя салонами, заранее подготовил все чертежи, оставил, попросил сделать подборки техники, керамогранита. Мне даже не написали письма. Но самое интересное, что я знаю владельцев этих салонов. Я уверен, что они были бы счастливы, потому что они сами мне пишут.

Человек работает в продажах и допустил огромную ошибку: раза три сделал акцент на высокий бюджет, хотя я дал понять, что меня интересует конкретная раковина. Она пыталась склонить меня к более простому решению. А ведь судить по мне надо было по тем вопросам, которые я задаю, а не по тому, сколько на мне строительной пыли.

У неё замыленный взгляд. У дизайнеров, к сожалению, такой же. Они порой смотрят на заказчиков и оправдываются: «Наши заказчики не читают статьи, у них на это нет времени, они ездят только на Бентли». Вовсе нет. Из моего опыта: я часто со своими заказчиками и в метро езжу.

Нормальные заказчики — адекватные люди. Прошло время, когда все кичились роскошью. В 90-е хотели показать, все, что у них есть. Роскошь всегда была в сдержанности, а сейчас она в скромности. Человек ценит свое время. Если у него мало времени, он спокойно спускается в метро и едет, потому что это быстрее.
— Мне очень понравилась ваша идея, что в одном доме могут жить люди разного достатка. Получается, что нельзя ориентироваться на уровень ЖК, если это только не клубный дом?
— Заказчиков можно разделить на 2 уровня: есть у них личный самолет или нет. Всё. Если у ваших заказчиков нет личного самолета и у вас нет личного самолета, то разницы никакой особо и нет. Если есть личный самолет, появляются определенные особенности.
— Люди с малым бюджетом меньше ценят дизайнера и хуже себя ведут?
— Дизайнер это не трехлапый котенок, которого надо жалеть, холить и лелеять. Дизайнер это самодостаточная единица. Он может помочь вам жить лучше. Он может сделать вашу жизнь интереснее, качественнее.

Дело не в том, сколько у человека денег. Дело в том, что в голове у человека. Если у человека в голове хрущевка, он эту хрущевку в любой сталинке себе организует. Любой дореволюционный особняк и дом на Новой Риге он превратит в хрущевку.
— Вопрос в выборе заказчика?
— В выборе заказчика, с которым у вас есть общие точки соприкосновения.
— Как привлечь таких заказчиков?
— Рассказывайте о себе подробнее. Рассказывайте о том, что у вас есть стержень, что для вас важно в работе.
— Транслировать внутренние ценности?
— Если вы начнете говорить, вы в любом случае расскажите и о них. Для меня важно, чтобы ремонт решал проблему. Мне неинтересно делать ремонт ради ремонта. Мне интересно делать квартиру, в которой люди будут жить.
— Когда вы транслируете это послание, его считывают те люди, которые разделяют ваше отношение.
— Да. Они думают как и я.
В квартире архитектора Руслана Кирничанского
— Своим контентом вы привлекаете тех клиентов, которые вам нужны. С вами произошло то, что с некоторыми дизайнерами не происходило никогда. У вас появился выбор. Вы можете выбирать своих заказчиков.
— Выбор появился, когда я стал правильно себя позиционировать. За исключением реалити, у меня всегда замечательные заказчики.

У меня есть реалити: ремонт в прямом эфире, ремонт за миллион, ремонт слезам не верит. Я их веду абсолютно бесплатно. При этом я жестко контролирую бюджет, веду проект, надзор, то, за что я беру обычно достаточно хорошие гонорары. Одно дело, когда вам платят, другое, когда вы делаете это бесплатно. У героев возникает соблазн злоупотребить моим отношением. Люди не всегда могут адекватно оценить границы.
— Удалось ли вырастить средний чек за счёт популярности?
— Это получилось.
Когда вы становитесь медийным человеком, публикуетесь, вам проще. Коэффициент доверия выше. Человек вас уже знает по вашим текстам, статьям, сюжетам, передачам.
— Эта перемена произошла с ростом аудитории, изменением позиционирования?
— Она стала возможна потому что я понял, какие трудозатраты нужны и в чем конкретно моя полезность, эксклюзивность как специалиста. Это самоопределение. Конечно, когда вы становитесь медийным человеком, публикуетесь, вам проще. Коэффициент доверия выше. Человек вас уже знает по вашим текстам, статьям, сюжетам, передачам. В какой-то степени вы выглядите как знаменитость. Это лестно, но важно не потерять голову. Многие теряют в этот момент. Снялись в одной передаче и все, думают, что теперь можно добавить к своему гонорару один ноль. Ну да, вы можете, только не туда.
— С точки зрения создания текстов, контента, редактуры, многие могут решить, что дело в одной-двух статьях, правильно опубликованных в правильных местах.
— Я общаюсь со своими заказчиками и они зачастую объясняют, почему они обратились ко мне. Бывает они только со временем начинают узнавать, какие проекты я на самом деле вел, находят известные фамилии.

Последнее время я выпускаю по тексту в день. Участвую в съемках телепередач. Работаю над проектами заказчиков. Времени на создание текстов уходит много, вернее достаточно. Мне это нравится, потому что я делюсь своими знаниями. Возможно это мечта максималиста, но я хочу сделать чуть-чуть лучше мир, который нас окружает. Я знаю, что на самом деле эта цель достижима, просто нужно работать.

Я пишу статьи, редактирую их, у меня написано не менее 50 текстов на будущее. Все это я писал в свободное время. Я не трачу его просто так, не хожу на вечеринки, которые ритейлеры организуют, чтобы заманивать к себе дизайнеров. Есть такое понятие тайм-менеджмент, умение использовать время более рационально. Это приносит свои результаты.
— Инвестиция времени в то, что принесет заказы и проекты?
— Вместо того, чтобы бездумно расходовать время, лучше статью написать. Наша жизнь за последние два года сильно изменилась. Мы общаемся при помощи новых средств коммуникации. Мы даже перестали звонить, а пишем короткие сообщения. В мессенджерах, Телеграме, Вотсапе. Количество встреч сокращается, но общаться мы стали больше. Потому что мы правильно используем этот инструмент. Время — такой же инструмент. Если будем правильно его использовать, все будет получаться. У меня на статьи уходит часа три в день — это минимум. Плюс свободное время в дороге. За полчаса я могу либо отредактировать свой текст, либо набросать рыбу — скелет статьи, либо сделать еще что-нибудь для блога. Прочесть письма, в конце концов, мне же много пишет читателей и потенциальных заказчиков, я никого не игнорирую, стараюсь всем ответить.
Один из важных элементов, который позволил мне получить свою аудиторию и увеличивать её — это честность.
— Что вы посоветуете человеку, который не умеет писать? Мне уже 30, 40...
— Когда вы родились, вы точно так же не умели писать. Против искренности, честности нет никакого приема. Пишите честно, искренне и работайте также. Один из важных элементов, который позволил мне получить свою аудиторию и увеличивать её — это честность. Я знаю, что в ремонте самое главное — отсутствие интриг. В отношениях с людьми то же самое: не нужны все эти интриги, закулисные игры, будьте честны. Поэтому когда вы садитесь писать текст, честно делитесь своим опытом. Рассказывайте о своих ошибках, не стесняйтесь этого. Негативный опыт — это ваша история. Если вы ее расскажете, кто-то сможет избежать такой ошибки.

Я сделал реалити «Ремонт слезам не верит» специально про ошибки в ремонте. Взял героев и дал им полную свободу. Сказал: «Вы можете ко мне прислушиваться или нет, решение за вами. Я просто дизайнер, который сделал вам проект и наблюдает со стороны. Вы можете спросить совета в любое время, но все решения принимаете вы».

И что вы думаете, случилось? Два раза от них сбегали строители с деньгами! Один они заплатили огромную сумму, несмотря на то, что я только увидев этих строителей, предупредил, что они сбегут. И потом они сменили нормального подрядчика якобы ради скорости, хотя я предупреждал, что бессмысленно менять менять подрядчика, который себя хорошо проявил.
Если хотите стоять в сторонке, стойте, но не стремитесь к нормальным гонорарам и большим суммам. Если вы хотите быть заметны, то будьте готовы держать удар.
— Успех вашего проекта в том, что вы показываете ошибки в то время, как все боятся об этом говорить и показывают лишь одну сторону медали: «У нас с заказчиком все было прекрасно, замечательно». О проблемах им страшно: «Постою от них в сторонке».
— Если хотите стоять в сторонке, стойте, но не стремитесь к нормальным гонорарам и большим суммам. Если вы хотите быть заметны, то будьте готовы держать удар. На вас будут нападки. Будут люди недовольные, ненормальные, но будут и хорошие.

Успех проекта «Ремонт слезам не верит» — в честности. В том, что я абсолютно искренне все рассказываю. Я это делаю во всех своих реалити. В первом проекте, где переделывали пятиэтажку, были другие условия. Меня должны были слушаться. И прислушивались, поэтому мы сделали ремонт и не потратили большую сумму. Был «Ремонт за миллион». Мы уложились в 819 000. Капитальный ремонт с натуральными материалами. Я не говорю, что там есть высокий дизайн. Но там есть качественная, эстетичная мебель, правильно подобраны цвета.
— Это то, что нужно людям. У меня большой вопрос, как жить в мире, где дизайнеры хотят работать только с дорогими проектами.
— Смотрите, мы сейчас находимся возле жилого комплекса, который позиционируют как бизнес-класс. Отчасти это даже правда, потому что по сравнению с типовыми домами, здесь все на уровне. Какой бренд вы здесь видите?
— Икея.
— В этих домах такая же обстановка, как в типовой пятиэтажке. И там, и там люди покупают одну и ту же мебель.
— А кто из них пойдет к дизайнеру?
— Пойдут те, у кого квартира в бетоне. Они купили квартиру и им нужен ремонт. Мне нравится история, когда люди покупают объекты недвижимости вместе со мной. Мы сразу определяем те объекты, которые нужны, я знаю требования человека и могу с большей уверенностью помочь выбрать вариант, который на самом деле нужен.
— Как изменились потребности заказчиков и их представление о дизайне, о том, что им нужно? Стало ли в России больше людей, которым нужно сделать проекты? Есть ли оптимизм или все встало в 2014 году?
— Вообще я оптимист. Но 2014 очень хорошо отрезвил. Он стал хорошей встряской. Ряды поредели. Многие люди стали более осторожны в своем финансовом поведении. Но в долгосрочном плане это хорошие изменения, потому что люди стали более рационально относится к своим ресурсам. До всех экономических потрясений можно было не переживать из-за инженерных ошибок и переделывать заново. Сделали пространство, не нравится, переделываем. Сейчас формулировки «не нравится» как таковой нет. Есть аргументированная формулировка «почему мне это не нравится». Сами заказчики стали более требовательными и это здорово. Они путешествуют, поглощают информацию, смотрят передачи о переделках. Да, зачастую там показывают нечто той свежести, которой не существует, но бывают и хорошие проекты. В небольшом количестве, но они есть.
— У вас есть проекты со звездами, но вы сосредоточились на продвижении через контент. Почему?
— После того, как опубликовал проект с персоной, заказчики ко мне не пришли и в ряд не встали. Для меня это было странным, потому что несколько лет назад я искренне верил, что достаточно просто показывать свою работу.

Что случилось? Для тех, кто мог бы стать заказчиком, мой проект сработал как антиреклама. Они решили: «Раз он делает интерьеры для знаменитостей, то для нас он будет слишком дорогим». А для тех, кто реально мог себе это позволить, я был неубедительным. Я не показал того, что я могу сделать. Я не раскрылся, я просто показал картинку. Да, меня похвалила известная персона и не одна. Но для реальных заказчиков не это является показателем, а ваши знания. Когда я завел блог «Дневник архитектора» в Дзене, стал писать искренне, честно про свою работу, про стройки, про варианты перепланировок, делать всевозможные подборки по интерьерам, это стало убедительным.
Дизайнеру важно не только хорошо делать свою работу, но и уметь её демонстрировать и хорошо о ней рассказывать.
— И люди стали слушать, советоваться, писать письма. Сошлось много факторов: и дорогие проекты, и множество публикаций.
— Сначала я заинтересовал людей. Они стали читать, смотреть, искать информацию обо мне и находить медийные проекты.

Поэтому дизайнеру важно не только хорошо делать свою работу, но и уметь её демонстрировать и хорошо о ней рассказывать. И всегда важно знать себе цену. Например, я не буду работать с ламинатом. Категорически не использую его в проектах. Потому что я знаю, что это за материал и чем он вреден. Я всегда за натуральные материалы. Никаких натяжных потолков. Никакого суррогата. Я создаю качество жизни. Качество жизни создается из натуральных материалов, которые нашу жизнь делают лучше. Заказчики этот стержень видят и ощущают. Есть границы, через которые я не перейду. Я могу и отказать.

Либо вы — официант, либо вы специалист. Мне платят за мои знания. И мои знания говорят о том, что не нужно использовать суррогаты. Мы и так используем много не самых чистых и полезных вещей. Зачем сокращать себе жизнь? Вместо того, чтобы быть дизайнером-официантом, нужно быть специалистом. Если вы знаете свою тему, доказывайте. Не нужно пресмыкаться, соглашаться на все решения и думать, что заказчик всегда прав.
— Контент позволяет обозначить свою позицию.
— В своих реалити проектах я разбираю реальные жизненные ситуации. Беру изначально квартиры с проблемами: маленькая площадь, низкие потолки, ограничения по законной перепланировке. Я показываю, как эти проблемы можно решить. И мне лестно, когда мне пишут, спрашивают «как вы сделали то и это» и пытаются это повторить. Я понимаю, что плохого они не повторят.

Я сделал реалити в типовых домах, хотя обычно там не работаю, для того, чтобы стать убедительным. Проблемы типовых домов всем известны: звукоизоляция, маленькая площадь. Если я могу решить эти проблемы, то решу и проблемы большого помещения. Когда вы берете просторную новостройку, там другой материал стен, современные технологии строительства. Таких проблем там нет, но есть другие.

Если вы можете сдвинуть скалу, то логично предположить, что небольшой камень вы можете не только поднять, но и перекинуть. Поэтому я взял самую сложную проблему и разобрал её аж три раза, дальше больше.
— Как создавать свой контент, когда «все уже сказано, занято, написано, никуда не влезешь»?
— Про перепланировки писали и до меня. Я понял, что могу лучше. В каждой статье, посвященной перепланировкам, я разжевываю все нормативы, которые запрещают по строительному регламенту делать ту или иную операцию.
Надо писать о том, что вам интересно, что вас волнует. Не страшно, если кто-то об этом уже говорил. Любой серьезный автор, который хочет нормального результата, в каждый текст добавит своё.
— Ваши тексты практически «закрыли» тему ремонта. Человеку, который только начинает, надо говорить о том же, о чем писали другие, своими словами или попытаться сузиться, найти свою нишу, например сосредоточиться только на дизайне детских комнат?
— Надо писать о том, что вам интересно, что вас волнует. Не страшно, если кто-то об этом уже говорил. Любой серьезный автор, который хочет нормального результата, в каждый текст добавит своё. Допустим, как сделать маленькую кухню эргономичной. Может у вас есть эксклюзивные знания об этом? Просто пишите.
— Вы сказали, что стали писать с большей отдачей.
— Я стал больше стараться, это правда. Объясню. Когда я завел блог, для меня относительно в новинку было писать статьи регулярно, чтобы у читателей постоянно появлялась свежая информация. Мне было сложно, я писал мало. По прошествии времени я заметил, что стал более критичен к своим текстам. Не могу пока понять, почему это произошло. Времени не прибавилось. Наверное потому, что я чувствую реакцию аудитории и понимаю, что на самом деле отвечаю на ее запрос.

Раньше, когда я публиковался в изданиях, я писал тексты по вдохновению. Есть желание писать, пишу, потом ее опубликуют сайт, издательство и все хорошо. Здесь же у меня появилась ответственность перед читателем. Читатель каждый день должен получать интересную статью.

Каждый свой текст я стараюсь сделать лучше, чем год-два назад. Если раньше меня могли раздражать какие-то замечания со стороны главного редактора, то сейчас меня мои замечания нисколько не раздражают. Я стал к себе более критичным. Появился какой-то кураж. Потому что я понимаю, что мои статьи принимают к действию и нужно быть ответственным.

Если вы пишете статьи про маленькие кухни, пишите про маленькие кухни. Ищите соответствующие фотографии. Покупайте доступ к фотохостингам, потому что в открытом поле мало интересного.

Вообще я считаю, что писать нужно часто, но не всё нужно публиковать. У меня большое количество текстов написано вперед. Я публикую не все, что пишу. Прежде чем нажать виртуальную кнопку «опубликовать текст», я его 10 раз перечитаю, проверю и уделю особое внимание тому, как это все оформлено, как это читается, на уровне ли визуальная подача.

Очень важно, чтобы ваш текст читался легко. Его нужно правильно разбивать на абзацы, заголовки, подзаголовки. Нужно работать со всем инструментарием журналистики. Если вы пишете статьи, совершенствуйтесь. Читайте соответствующую литературу, журналистов. Только не Фета. Не надо писать «в этом интерьере розовые завитушки хорошо оттеняют зеленые стены». Читайте журналистов. Хорошо помогает бизнес-аналитика, новостные выпуски РБК. Мне очень нравится, как они структурируют тексты. Все по полочкам, ровно, понятно, ясно, логично. Нужно уметь сокращать свой текст до мысли, а мысль до смысла.
Понравилось интервью?
Подпишитесь на мой канал в Телеграм
Рассказываю о том, как продвигать в социальных сетях и интернете сложные, интеллектуальные товары и услуги.