Неужели это так сложно? Это же здравый смысл и этика!
Я утверждаю, что очевидное — совсем неочевидно. Если в обществе считается правильным быть вежливым, это не значит, что у человека требование быть вежливым к клиенту не вызывает внутреннее сопротивление и конфликт.
Отношение к другим людям у людей сложное, комплексное. Возможно добрые мультфильмы, книжки, родители, учителя и пытались нас научить относиться к людям "хорошо". Возможно мы усвоили поверхностный урок: "Надо быть вежливым". Вежливость — это про поверхность. Никого не волнует, что ты думаешь о людях на самом деле, пока ты с ними вежлив.
Это прокатит в массовой торговле, где продавца и покупателя разделяет безопасный барьер кассы и прилавка и установленного сверху ценообразования. И все начинает лететь, когда в дело вступают межличностные коммуникации. Особенно когда предприниматель, эксперт, специалист начинает продавать клиенту свои услуги напрямую. Как мы тут многие делаем.
Когда ты развиваешь свой бизнес, ты развиваешь себя. Могу прям заключить пари на то, что большая часть тех, кто читает мой пост, прорабатывал в себе убеждения относительно денег и продаж. Учился управлять деньгами, учился отстаивать свою цену, вести переговоры. Конечно же где-то на краю мелькали слова "клиентоориентированность", "покупатель прав", "жалоба — это подарок". Но вопрос: кто из нас и как часто прорабатывал свои убеждения относительно других людей? Все эти "кто кому что должен", все вопросы ожиданий, разочарований, вопросов партнерств, конфликтов и так далее?
В свое время я вывела смешной тезис (когда я его произношу, некоторые люди смеются): "Бизнесом успешно могут заниматься только здоровые люди". Что такое здоровые? Это те, кто не переносит свои ментальные проекции на других людей в форме завышенных ожиданий, требований и претензий.
Видеть в клиенте человека не означает отдать ему продукт бесплатно потому, что он хороший и попросил. (Да, нас еще в песочнице учили, что хорошие мальчики и девочки делятся игрушками, но, кхмм, некоторые вещи изменились, не так ли?) Видеть в клиенте человека — это смотреть на него непредвзято. Так, чтобы успеть заметить, чем он от тебя отличается, что хочет. Каков он. Мне нут еще подсказывают: "Клиентов надо любить". Ты ведь занимаешься любимым делом? Так ведь и клиенты — часть твоего дела.
Вообще надо любить людей. Прежде, чем отбросить эту мысль как банальную, посмотрите на неё, как на сложную. Любить людей сложно. Особенно когда у тебя был негативный опыт и ты его не проработал. Или когда тебе задают неудобный вопрос. Или когда нарочно пытаются тебя сбить, вывести из себя, обыграть. Даже в песочнице, скажу вам, вопрос выживания стоит очень остро. Любить других легко, когда у тебя все хорошо. Но учиться любить надо начинать сейчас, в том состоянии, в котором эта необходимость нас застала. Потому что тогда сам взгляд ваш на клиентов изменится. Клиент — тот, кто платит. Так что, чем больше в вашей жизни будет людей, которых вы любите… Ну додумайте эту мысль сами :)