БЛОГ
А ГДЕ ВЫ УЧИЛИСЬ? — Я ФИЛОСОФ.
Кто я на самом деле? Если ответом считать то, что написано в моем красном дипломе о высшем образовании, то я — философ и преподаватель философии. Редко об этом говорила раньше. Почему? Честно — стеснялась и стыдилась. То ли дело экономисты, юристы, архитекторы, и даже искусствоведы. Там есть какая-то почва, очевидный предмет. Есть за что платить деньги. А кто такой философ? Человек, который думает о чем-то не очень понятном обществу. Разумеется, оно не готово за это ему платить. Чем может заработать на жизнь философ? Вопрос риторический, поэтому как профессию это образование я никогда не рассматривала.
Однако уже на первом курсе, философия, перефразируя Боэция, уже дала мне небольшое утешение. У Диогена Лаэртского в книге "О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов" я вычитала, что Фалес, один из семи мудрецов древности, "желая показать, что разбогатеть совсем не трудно, однажды в предвиденьи большого урожая оливок взял в наем все маслодавильни и этим нажил много денег". Представляла себе, как достали Фалеса ехидные соотечественники и родня: "Ну что, философ, много ли ты заработал своей философией?" И его последующий ответ.
Вообще-то, родители видели меня юристом. И да, я поступила на юридический. Первую сессию получила практически автоматом. Читала "Русскую правду", до сих пор хорошо помню, как выглядят все семь томов «Российского законодательства X - XX веков». Курсовую писала по Земским соборам, глубоко уважала преподавателя ТГП, когда нашла и с ним общий язык. Он очень огорчился, когда узнал, что я решила уйти с юридического и отговаривал. Но у меня тогда проснулись принципы.
Забрала документы, подала их в РГГУ, поступила на философский. Параллельно мечтала закончить еще филологический, но попала только на два курса — по русскому фольклору и на "Анализ художественного текста". Оба крутые и очень много мне дали. Преподаватель фольклора, кстати, первую "приличную" работу — я переводила в текст результаты фольклорных экспедиций и заполняла учетные карточки историями про колдунов, ведьм и заговоры.
Первый курс на философском — это Древняя Греция, Китай и Индия. С первыми двумя нам повезло очень сильно. Древнегреческую философию нам читала незабвенная Татьяна Вадимовна Васильева. Вспоминается, конечно, самое яркое. Ее спокойные, глубокие, почти сказочные рассказы, под которые можно было уснуть и это считалось нормальным — потому что "во сне информация усваивается лучше". Она перевернула с головы на ноги мое отношение к астрологии: как-то очень легко и просто объяснив, что вопрос не в том, что звезды управляют нами, а в том, что они фиксируют конкретное положение Земли относительно всей Вселенной в конкретный момент времени — и именно это и надо принимать в расчет.
Думать как греческие философы нас учил Анатолий Валерианович Ахутин. На его семинарах было сложно — если ты терял нить разговора, то мог только хлопать глазами. Но вот если сосредоточенно следил за развитием мысли — то получал подлинное удовольствие. Разбирали "Диалоги" Платона. Да, их реально интересно читать, не поверите.
В Китай, мне кажется, все были влюблены. Иначе относится к тому, что проделывал с нашими головами Анатолий Евгеньевич Лукьянов, было невозможно. Он просто вложил в них понятные образы и схемы. Книги его я считаю лучшими, а про малиновый пиджак и стакан Дао не забуду никогда.
С Индией было сложнее, но я открыла для себя Упанишады.
Между вторым и пятым курсом я умудрилась выйти замуж, уехать в Белгородскую область и родить старших дочерей. Как ни странно, на учебе это сказалось скорее положительно. Во-первых, пришлось отстаивать свое право учиться и ездить на лекции (да, я несколько лет носилась на поездах туда-сюда независимо от своего состояния), отдавать однокурсникам диктофон с кассетами и потом конспектировать лекции. Во-вторых, будем честны, глядя на меня, все преподаватели смягчались и давали преференции. Наличие детей освободило от занятий по физкультуре. А ведь на первом курсе я как и другие совершила ошибку, подумав, что этот предмет истинному философу не нужен — что время терять? А вот чуть не завалила из-за этого сессию. Зато когда мы дружно стали играть в настольный теннис, зарабатывать нужные баллы, стало весело.
Потом мы учили латынь. Долго разбирали Августина на семинарах по средневековой философии. Там же я перестала уважать Абеляра за его отношение к Элоизе. Николай Кузанский (двухтомник, темно-красный). Дионисий Ареопагит (любовь моя).
Декарт, Паскаль. Благодарна лекциям и семинарам Владимира Игоревича Стрелкова. Он очень хотел, чтобы мы читали источники. Но шел уже третий-четвертый курс, я все еще моталась в Белгород и у меня было уже две дочери.
К пятому курсу я, привыкшая к пятеркам и зачетам автоматом внезапно врезалась в стену. Необычайно сильного противника. Первого человека, который поставил мне не то, что 4, а 3. Удивленная, я пошла разбираться. Так и встретила любовь своей философско-студенческой жизни — Наталью Никитичну Козлову, развивавшую в России тему социологии повседневности. С ней в мою судьбу пришли Бодрийяр, Маклюэн, Кастельс и социальная философия. В Ленинке я читала "Hidden Persuaders" в оригинале и строила всякие концепции вокруг анализа рекламы. Поступила в аспирантуру, думала о диссертации. Все это свело на нет внезапная смерть Натальи Никитичны и мои перфекционистские попытки получить второе высшее — теологическое (!) образование.
Диплом я писала по эсхатологии. На философском факультете есть много разных возможностей думать о смерти как предмете интеллектуального исследования, чем я и пользовалась.
Ирония, конечно в том, что о существование такой дисциплины, как маркетинг, я узнала сильно-сильно позже. Меня всегда интересовала реклама, но в тот момент — исключительно как предмет анализа. Я разбирала ролики и тексты как конструктор. Мне хотелось понять, как это устроено и как это работает. Покупала "Индустрию рекламы", собирала диски с "Каннскими львами", отсматривала подборки лучших билбордов, который тогда публиковал портал Outdoor. И убедила себя, что в рекламу мне путь заказан — нужно правильное образование или там связи.
____
Все это было давно. В прошлой жизни. Философией я, кстати, немного заработала, написав по ней учебное пособие для коммерческого ВУЗа. Потом несколько лет я молчала, ничем не интересовалась, ничего не читала. Полностью ушла совсем в другую сторону. Но можно уйти из философии, только она не уйдет из тебя
____
Периодически меня спрашивают: "Где учиться маркетингу?" Раньше этот вопрос на пару секунд меня озадачивал: я пыталась "собрать" для собеседника решение из всей той совокупности курсов и тренингов, что в свое время проходила сама. Сейчас у меня есть готовый ответ. "В бою".
Когда я проходила программу «Менеджмент в сфере электронного бизнеса и интернет-проектов» в ВШБИ ВШЭ, я усвоила — учиться надо только на проектах.
Только на практике. Берешь проект и ведешь его. Когда по ходу этого у тебя возникает конкретный вопрос — о настройке таргетинга, стратегии и прочем, — покупаешь конкретный курс или идешь на личную консультацию к старшим товарищам.