— А что описывает наш язык? Мое личное наблюдение — если мы возьмем английский и русский текст, то второй будет длиннее.
— Смотря какой. Я раньше тоже думала, что русский сильно выигрывает у английского в плане оттенков, насыщенности, глубины, смысла — вот этого всего. Но на каких основаниях мы делаем такие выводы? На основании Голливудского кино? Это брехня. Если взять настоящие книги — романы, новеллы, даже 19 век — Диккенс и т.п., вы ни одного слова не поймете — потому что эти слова сейчас не используются в голливудских фильмах.
Я вдохновилась игрой Хью Лори и купила книжку, которую он написал аж в 1996 году. К тому моменту я вполне свободно говорила на английском, но первые 20 страниц я читала со словарем. Ничего не понимала. Но когда словарь мне помог, оказалось, что там — все оттенки чувств, куча описательных прилагательных… Эта новелла написана таким языком, который просто с порога, если ты понимаешь, погружает тебя в мир, пространство, звуки, запахи. Надо знать эти слова. Мы и по-русски-то не все знаем. Нас просто заставляли в школе учить Толстого и других. Вот мы какие-то слова знаем, слышали. Но что они означают — не всегда.
Литература как культурная составляющая, как канал развития языка, присутствует во всех странах. И я уверена, что в любой стране есть авторы, которые писали очень раскидистым языком. Просто сейчас это не принято. Сейчас Твиттер, Инстаграм, картинка, запятая, привет, все-давай, давайте деньги. Другое время просто.
— По поводу ошибок. Люди боятся совершать ошибки, боятся наказаний за ошибки. А в игровых, тренинговых программах обучение идет через отработку ошибок? — Нормальный тренер никогда не кинет в тебя камнем за то, что ты сделал ошибку, выполняя упражнение. Он скажет: спасибо тебе за эту ошибку, сейчас мы благодаря ей все многому научимся. А когда ты делаешь ошибку в школе, тебе говорят: "Иванов — двойка. Родителей в школу, три дня без телевизора."
— А если ты делаешь ошибку, работая в компании?
— Там бывают дорогие ошибки. Вопрос: "Сколько стоит одна ложь?" Если ты один раз где-то что-то приврал — ну а что такого? Но поскольку все происходит не в точке на плоскости, а в объеме, с этой ложью потом кто-то куда-то пойдет. Кто-то сделает свои выводы. На основании этих данных совершит какие-то действия. В итоге компания — банкрот, потому что где-то случайно один человек приврал. Это утрированная ситуация, но в целом, как и везде, работает цепная реакция, "эффект бабочки". Поэтому ошибка в рамках работы в компании значительно дороже ошибки, которая совершена в процессе обучения на тренинге.
Но вопрос, что ты с этим делаешь. Если руководитель того, кто сделал ошибку, в душе немножечко тренер, то из этого тоже все могут чему-то научиться и придумать способ, каким, например, убытки от этой ошибки превратить в приумножение прибыли. Я бы думала в этом направлении. Все люди. Разве руководитель, который орет и всех лишает премии — Господь Бог? Он никогда не ошибается?
А может у человека, который сделал ошибку, что-то случилось? Когда я смотрю фильмы, там все время кто-нибудь ругается и конфликтует. И как правило, все эти конфликты и ругань в первую очередь связаны с тем, что люди начинают орать сразу, еще не спросив даже, что случилось. Кто-то куда-то опоздал. Все, лишаем премии, увольняем. Потому что люди как-то сразу предположили злой умысел, что на них хотят напасть, сделать им плохо. Якобы человек не хочет ходить на работу, прогуливает и с утра шатается в парке.
Как правило в большинстве этих случаев — я про кино — реально что-то случилось. Есть конкретная причина, обстоятельства, условия, которые заставили человека действовать определенным образом. Но ему даже рот не дают открыть, чтобы объясниться.
А поговорить? А спросить? А что случилось, почему ты решил, что сегодня на работу нужно прийти на час позже, а не на час раньше, чтобы вторую премию получить. Поговорите с человеком. Сейчас в метро люди вообще перестали разговаривать. Раньше, если тебе надо выйти из вагона — ты по плечу стучишь: "Разрешите пройти. Вы сейчас выходите или нет?" Сейчас люди начинают переть, расталкивая всех и возмущаются, что ты стоишь на их пути. А как человек должен спиной почувствовать, что сзади кто-то выходит, если с ним никто не разговаривает, никто никак не обратил его внимания.
Мы сидим на Фейсбуке, мотаем ленту. Этот понравился — поставили лайк. Не понравился — можно промотать и все. Жалко с людьми так нельзя, да? Классно. Заходишь в вагон метро, там толпа. Ты такой раз-раз, промотал, все разошлись и ты вышел. Можно даже двери за собой не закрывать, потому что там потом дальше кто-то за собой промотает и все, нормально.
Кто бы что ни говорил, общение — это наш самый главный навык. Почему люди не говорят? Им в детстве говорили: "Отойди, не мешай, заткнись." Опять утрирую. Но в целом, как они рот откроют? Соцсети приучают: "Можно лайк поставить, писать что-то необязательно. Лучше, если ты лайкаешь котиков и цветочков. Лайкнуть что-то вызывающее, не важно в каком контексте — рискованно."
Я однажды видела, как несколько человек сидели рядом за компьютерами и получилось так, что они почти одновременно читали один и тот же пост на Фейсбуке. И смотрели друг на друга: лайкнет кто-то этот пост или нет. Тебе-то какая разница, кто что лайкнул? Там ничего такого не было. Очень нейтральное сообщение. Но даже на таких вещах люди не могут принять решение без оглядки.
— Ты произнесла слова "коммуникация" и "общение". Правильно я понимаю, что налаживание коммуникаций — это основа, большая часть твоей работы?
— Да, у меня было много вопросов вот этих к себе, миру и людям. Большая их часть — кто как с кем и каким образом общается.
Очень много вопросов по поводу конфликтов: почему они появляются, зачем. Почему одни и те же идиоты постоянно приходят в мою жизнь и не уходят. Уже достаточно, можно уходить, уходите. А они все лезут и лезут. Слова разные, а смысл один и тот же. Конфликты в разных контекстах, с разными людьми, но одинаковым смыслом.
— Обычно до людей это не доходит.
— У меня немножко профдеформация, это все время в фокусе внимания и я все время из разных ролей на это смотрю. Когда ты находишься внутри конфликта, ты вообще больше ничего не видишь. Только того, с кем у тебя конфликт. Хорошо, если ты его видишь. Иногда просто начинаешь орать, пытаться что-то сделать, не оглядываясь по сторонам. Глаза закрываешь и начинаешь шашкой махать — вдруг все само собой разрешится.
Это абсолютно нормально, человек так устроен, что в сложной ситуации он находится внутри себя и мало смотрит по сторонам. Можно развить в себе навыки действовать иначе: научиться предупреждать конфликтную ситуацию, смотреть в человеку в глаза при первой встрече и в некоторых случаях сразу же уходить, даже не обсуждая, что тебе предлагают. Потому что по некоторым внешним проявлениям сразу понятно, как он себя поведет в конфликте, в партнерстве, в коллективе.
— Ты говорила, что в свое время научилась читать людей настолько, что тебе пришлось от этого знания дистанцироваться.
— Был такой момент. У меня случился передоз информации и пришлось на 2 года отключиться буквально от всего. Пора было сделать перерыв. Когда ты 24 часа в сутки много лет подряд изучаешь, общаешься, получаешь знания, передаешь знания, то немножечко устаешь от этой карусели.
Я немножечко устала, мне нужно было отдохнуть. Потом начала постепенно возвращаться обратно через игры, тренинги и другие вещи.
А так я за те 2 года много где была и много чего видела. Узнала про совершенно других людей, с которыми раньше даже не имела бы возможности пообщаться в силу своей деятельности.
— Путешествовала?
— Я хотела поменять все. Сферу деятельности, сферу интересов, людей, с которыми я общаюсь, места, в которые я хожу и все, что меня окружает. Поэтому я придумала себе очень маленький карманный бизнес по проведению экскурсий для англоговорящих туристов и экспатов. И это очень интересная тусовка. Я практически два года провела с ними в кафе-ресторанах, на форумах, где они общаются.
Это были совсем другие разговоры на другом языке, с другими людьми с другим мировоззрением. Потому что несмотря на то, что все они были англоязычными, у нас за обеденным столом могли собраться русские, американцы, англичане, евреи, венгры, итальянцы, индусы и ребята из Южной Африки.
Не самые простые годы в моей жизни, но каждый раз это было очень интересно. Все рассказывают про что-то со своей колокольни. В них есть что-то общее, но при этом масса различий — и культурных, и мыслительных. Совсем не заглядывать в людей не получилось, но удалось увидеть других людей, другое мышление, восприятие. Мы отлично развлеклись.
— А потом ты стала возвращаться в тренинги. Как ты пришла к созданию игр?
— Сначала я начала игры проводить. Мне показали одну игру, которая меня заинтересовала, потому что игровое поле фактически отражало то, что я делала через вопросы. Это был для меня совсем другой формат и я подумала: "А что, можно провести, поиграть с кем-нибудь." Поскольку бывших тренеров не бывает, достаточно быстро появилась программа обучения ведущих. Он не пошел, потому что я достаточно быстро уволилась, но тем не менее.
Курс по подготовке профессиональных ведущих настольных игр —
Гейм-коучинг — до сих пор существует. Я переработала его в соавторстве с другими людьми. Параллельно стали появляться игры, заказы на разработку. Одни игры совсем бизнесовые: про бизнес, корпоративные задачи, как по-новому работать со своими клиентами. Другие — детские: про правильное питание, изучение языков.
Сейчас мне это больше интересно. Я по-прежнему делаю тренинги под интересные задачи, Для меня создание тренинга — это тоже игра.
В основном все, кто играет в игры развлекательного формата, думают, что игра — это несерьезное, легкомысленное, азартное занятие. На самом деле, это только фантик. Потому что внутри есть очень четкий сценарий: откуда куда идет игрок, нафига он туда прется, что с ним по дороге должно произойти, из какого в какое состояние он должен попасть. "Состояние" в широком смысле. Необязательно говорить о психологических изменениях, но даже в развлекательных играх человека всегда переводят из одного состояния в другое. Если на коробке написано, что игра развлекательная, а ему как было грустно вначале, так и осталось, то хреновая у вас развлекательная игра. Хреново развлекаете.
Если мы говорим о психологическом компоненте внутри игры, то это связано с тем, какую методику или технологию заложить в игру и как сделать так, чтобы она была там вообще не заметна. Чтобы никто думать не смел, что ты сейчас с ним "психологию" будешь производить какую-то. Как сделать так, чтобы сложная для изучения и понимания вещь оказалась настолько простой, чтобы человек ее буквально считал на кончиках пальцев? Это самая интересная игра.
— "Я увидела в игре вопросы, которые я задаю". Что для тебя вопросы — твой инструмент тренера?
— Знаешь, некоторые говорят: "Тренеры, психологи, коучи, консультанты сейчас вам что-то посоветуют, а вам потом с этим жить." Я тебе клянусь, что за всю свою профессиональную жизнь не дала ни одного совета. Потому что откуда я знаю, как этим людям лучше поступить? Но в силу своих навыков и компетенций я умею видеть, скажем так, "вопросительные места".
— Процессы, события, ситуации, вызывающие вопросы?
— Иногда даже просто слова, которые люди произносят, описывая все то, что ты сказала, могут вызывать вопросы. Например, почему, когда человек, говоря о конкретной цель своего отдела, использует в качестве прилагательного это слово, а не другое. "Должен быть большой результат" или "конкретно измеримый результат" или "хочу 10 миллионов" — куда понятнее? "Хочу, чтобы все вздрогнули" — вызывает вопросы.
Один может сказать "мы должны добиться новых показателей" или "мы хотим прийти к этим показателям". Понимаешь, если ты хочешь прийти, ты будешь идти. Если ты хочешь "добиться", ты сейчас достанешь меч и будешь биться до тех пор, пока не добьешься. И еще неизвестно, кто кого добьет.
Почему все эти вещи вызывают вопросы и почему ответы на них иногда разворачивают твое движение на 180 градусов? Как устроен человек? Есть что-то на поверхности: тельце, все что мы произносим, производим в принципе. Это поверхностная структура. Есть глубинная структура, которая находится внутри и состоит из опыта, всех переживаний, которые с человеком произошли с незапамятных времен до настоящего момента, все его мечты-стремления, все, что он когда-то увидел, услышал, прочитал, посмотрел в кино, подслушал. Все пишется на подкорку и когда человек произносит на поверхности какое-то слово, это автоматически отсылает его к какому-то его опыту.
Если он постоянно в речи использует слова "добиваться целей", это значит, что в его опыте есть очень много борьбы и очень мало, это не по-бизнесовому прозвучит, но чуда. Бывает же так, что свалилась на тебя манна небесная, когда ты вообще не ждал: тебе простили долг, подарили машину. Кто-то тебе встретился на пути. Ты думал, что тебе нужен такой человек и тебе раз, звонят и говорят вот есть такой человек, надо? Да, надо. Да хотя бы просто нашел на своей голове очки, которые искал полчаса по всей квартире.
Если ты нанимаешь на работу человека, который все время использует в речи слова "борьба", "меч" и "доблесть", ну зачем он тебе нужен? Он реально будет биться сначала об себя, потом о других, потом о твоих клиентов. Это не значит, что слово ненужное. В каком-то контексте оно будет уместно и кстати, поддержит нас в том,что мы делаем. Вопрос в балансе, процентном соотношении.
Поэтому моя функция — вопросозадавательная. Системного характера. Для того, чтобы человек хотя бы сам себе на ряд вопросов ответил, потому что за этим как правило на самом деле стоят очень большие ресурсы, которые открывают новые двери и новые пути.
— Какие методики ты используешь?
— У меня на сайте перечислено 8 разных методик. Неважно, какую методику ты используешь на самом деле. Каждая подходит для конкретной ситуации, да и в чьих-то руках и устах одни лучше работают, чем другие.
Я вообще призываю всех изучать больше методик, и не зацикливаться на одной. Знаешь, как свежие условные коучи, которые только что свою справку получили и везде идут рассказывать, что нет ничего круче коучинга или НЛП, спиральной динамики, метафорических карт, неважно. Они об этом узнали, метод им нравится, поэтому они и пытаются всех убедить, что правы. Хорошо. Но на всех этих методах свет клином не сошелся. Гораздо выгоднее, если специалист, к которому ты обращаешься, владеет больше, чем одной методикой. Это не значит, что нужно знать все. Мы несколько лет назад с коллегами насчитали, что направлений психологии уже перевалило за 2000. Невозможно все изучить, но и работать в рамках чего-то одного не получается. Это не дает тех результатов, которые можно было бы получать.
Ты можешь взять бумагу, карандаш и линейку. Если тебе известна одна методика, то ты умеешь хорошо карандашом по линейке рисовать прямые линии. Ну круто. Но если у тебя есть разноцветные карандаши и много разных линеек или ты изучил какую-то методику, которая линейки вообще не использует, то вот, здравствуй, Мона Лиза, все дела. Все ходят, нахваливают, говорят красивая. Возможны варианты. Меньше ограничений, больше творчества.
— И вот ты решила обо всем этом написать. Как от игры и тренингов ты пришла к серии книг про игры, про тренинг?
— Я подумала, что скучно писать книгу, в которой написано все то же самое, что Википедия и сайты в интернете пишут про всякие модели. Мне захотелось написать книжку, которая меняла бы читателя в читателем же заданном направлении буквально на каждой странице.
Там дается немного теории: "у людей бывает так". Ты думаешь: А как у меня? Дальше практическая часть, где можно делать упражнения согласно изначально поставленной вами задаче. Это не магия, не волшебство, все очень понятно. Читатель на каждой странице понимает, что он делает, зачем, и к чему это приведет. Если он не хочет делать, может не делать, хочет — может сделать. Нет никакой обязаловки.
В эту книжку можно поиграть. Там есть некоторое количество игр. Одна из них называется "Сначала пожаловаться, а потом решить." Потому что если себе не нажаловаться в хорошем смысле — признать, что у тебя в чем-то есть проблема, и ты ее не сможешь решить. Человеку вообще никто не может помочь, пока он сам не соглашается с тем, что у него есть проблема.