Любовь Молоткова: стилист, к которому приходят за трансформацией
Интервью. Часть первая.
Любовь Молоткова
Стилист, автор проекта "Стилевые архетипы"
Меня восхищают профессионалы, каждое слово которых продиктовано не только глубочайшим погружением в предмет, годами поисков и размышлений, но и опытом личной трансформации.

Люба Молоткова для меня именно такой человек. Несколько лет назад, познакомившись на одном из курсов, посвященных психологии стиля, я обрела очень в ней близкого по духу и устремлениям друга. Буду рада, если и вы найдете в нашей беседе нечто важное для себя.
Любовь Молоткова
Стилист, автор проекта "Стилевые архетипы"
Меня восхищают профессионалы, каждое слово которых продиктовано не только глубочайшим погружением в предмет, годами поисков и размышлений, но и опытом личной трансформации.

Люба Молоткова для меня именно такой человек. Несколько лет назад, познакомившись на одном из курсов, посвященных психологии стиля, я обрела очень в ней близкого по духу и устремлениям друга. Буду рада, если и вы найдете в нашей беседе нечто важное для себя.
— Люба, я очень рада нашему разговору по нескольким причинам. Во-первых, чувствую, что пришел нужный момент. У тебя сейчас подъем: новый проект, развитие, результаты, ощущения, люди. Мне хочется рассказать об этом. Во-вторых, я хочу для себя подвести некое резюме тому, что мы обсуждали с тобой раньше, чтобы дать этим пользу и себе, и тебе, и нашим читателям.

Мы говорим с тобой с разных сторон в общем-то, об одном: о пути к себе — через одежду, через тексты, тренинги. Это я и хочу сделать сквозной темой нашей беседы. Но для начала для тех, кто тебя еще не знает, расскажи, пожалуйста кто ты, чем занимаешься и какую пользу приносишь людям?
— Я стилист. Хотя в последнее время не особо люблю такую формулировку, потому что она мне кажется слишком простой. Я человек, который помогает людям, в первую очередь, в их внутреннем преображении. Я даже придумала такую фразу: «Стилист-менталист», хотя и не привязываюсь однозначно к этой формулировке.

Уже долгое время я занимаюсь тем, что перевожу людей на другие ментальные уровни через одежду и общение со мной. По большому счету я просто трансформирую стиль человека. Хотя это и касается в первую очередь одежды, на самом деле речь идет о стиле жизни и образе мыслей.

Для меня все началось буквально с 13 лет, когда я впервые сшила сама себе вещь. С тех пор я пошла по этому пути. Первые заказы и клиенты появились, когда мне было 18. По образованию я — дизайнер одежды, у меня было собственное авторское ателье премиум-класса в Ярославле и очень долго я работала именно с индивидуальным пошивом. Потом наступила переломная точка, когда я поняла, что переросла этот формат.

Я стала получать очень много запросов на обучение стилю, на формирование образа из одежды в магазинах и углубилась в имидж-консалтинг.

Мой опыт работы с клиентами — более 20 лет, поскольку мне сейчас 40, и я не боюсь этой цифры. Я знаю о стиле все, вплоть до последнего шовчика. Разбуди меня ночью – я с закрытыми глазами построю выкройку по меркам. Весь этот опыт сейчас обращен мне на пользу.
Мои клиенты обращаются ко мне на серьезном этапе личностных перемен, когда им нужен квантовый скачок вверх.
В последнее время я присматриваюсь к слову «менталист» потому, обратная связь от людей сообщает — я серьезно трансформирую через стиль их отношение к себе, помогаю им самим себя понять.

Что я делаю? Однозначно трансформирую стиль жизни, перевожу его на новый уровень. Практически все мои клиенты обращаются ко мне на серьезном этапе личностных перемен, когда им нужен квантовый скачок вверх. Я оказываюсь тем самым важным помощником, кто помогает им этот скачок осуществить.

Я помогаю им презентовать себя в соответствии с их внутренним миром. Я работаю не просто через моду и внедряю в гардеробы людей не только модные тенденции, а пытаюсь отразить персональные ценности клиента, используя стилевые архетипы. В этом вкратце и заключается мой авторский подход.
Правила, которым обучают в классической стилистике не срабатывают, если нет серьезного погружения в психологию клиента.
— Здесь я и хочу перейти на тему архетипов. Расскажи, пожалуйста, как давно ты для себя их открыла? По какой системе ты работаешь?
— Еще когда у меня было авторское ателье, я заметила, как по-разному клиенты реагируют на один и тот же образ. Мне уже тогда стало интересно, чем можно объяснить такое различие. Понятно, что вкус у каждого свой. Но я искала объяснений и стала наблюдать за клиентами: для кого важнее карьера, для кого — дом и семья. Все это я по-своему классифицировала.

Потом я погрузилась в имиджмейкинг и построение стильного образа. Это совершенно другой подход. Я вдруг поняла, что те правила, которым обучают в классической стилистике: цветотипирование, изучение черт лица, фигуры и прочее – не срабатывают, если нет серьезного погружения в психологию клиента. По большому счету принятие или отрицание того или иного образа зависит от того, принимает ли человек внутренне этот образ как свой, как то, что его отражает, или считает его чужеродным, как одежку из чужой истории. Архетипы дают этому мощное объяснение.

Я скажу, что в первую очередь познакомилась с греческими архетипами. Это случилось более 5 лет назад. Потом я погрузилась маркетинговую историю — типологию по книге «Герой и бунтарь». Валентина Габышева пригласила меня экспертом в свой проект по ролевым гардеробам, где мы обсуждали все это в течение года. Было очень увлекательно и интересно. Я раскрывала силуэты, пропорции и отличительные детали разных архетипов с точки зрения визуальных кодов. Конечно, мне очень сильно помогал собственный дизайнерский взгляд на одежду. Мои трактовки стилей разных архетипов получили огромное количество откликов.

Потом в какой-то момент я вдруг поняла, что все равно эти маркетинговые архетипы не затрагивают глубинные пласты личности, а мода к тому же активно смешивает все эти архетипические послания. Да, кажется, что бунтаря и шута легко узнать по одежде. Но эта история не совсем стройно ложится, потому что человек может, например, выбирать одежду шута, а по натуре быть совершенно другим. Образ не всегда отражает личные ценности.

Я столкнулась с тем, что с одной стороны есть искусственно созданный и сформированный имидж, а с другой — есть глубинные персональные пласты. Именно их я определяю как стилевое ядро, и оно говорит совсем про другое.

Я опять вернулась к греческим архетипам, потому что увидела, что эта типология лучше объясняет жизненные мотивы и ценности клиента. На греческие архетипы я стала надстраивать маркетинговые. Например, Бунтарь может проявляться и в архетипе Персефоны как некая ее ипостась. Я поставила маркетинговую историю на фундамент греческой и получила собственную систему, которую сейчас как раз и формирую.
— Если у человека желаемое все время не совпадает с действительным, то пора начать задавать вопросы, которые помогут понять себя.

Пример из сферы тайм-менеджмента. Многие корят себя за то, что они не делают то, что запланировали. А мне кажется, важно в этот момент увидеть, что ты ДЕЛАЛ, когда что-то НЕ делал. Это проявились истинные намерения.

Когда ты в ладу с собой, тебе не надо ничего планировать — ты просто делаешь то, что решил, то, что хочешь. Так же происходит со стилем?
— Ты затронула очень важный момент, прямо в точку. Я стала заниматься стилевыми архетипами, потому что вижу — параметры классической стилистики не дают человеку ответа на вопрос: «Как же я должен выглядеть, чтобы быть счастливым и красивым всегда?»

А не дают потому, что персональный стиль меняется вместе с нами в соответствии с нашими жизненными желаниями и задачами. Я, кстати, вообще не говорю сейчас про моду, ее можно взять и вынести за рамки.

5-10-20 лет назад мы были другими. За это время наш персональный стиль прошел серьезные трансформации. Девочки стали мамами. Одно это уже говорит о том, прежний гардероб и старые привычки себя изживают. Приходят новые привычки, формируется новый образ и поведение. Сказать: «Давайте я найду вам стиль, который останется с вами навсегда» – мертвая стратегия. Я приверженец динамической истории, в которой стиль постоянно меняется.

Нужно четко понимать, что одежда, которую человек выбирает для себя сам, может как помогать, так и мешать ему в достижении успеха. Но если он все время находится в той базовой стилистике, в которой ему комфортно, четко понимает, чего он хочет от жизни, тогда в принципе он будет апгрейдить себя всегда. Он не будет отделять свой внешний вид и тело от своей работы, дел и ценностей.

Как ты сказала, если человек делает что-то в согласии со своими ценностями, то ему легко. Многие стилисты говорят: «Модно то, модно это». Что происходит с обычной женщиной, если она находится совершенно в другой стилевой системе? Она начинает чувствовать дискомфорт и думает: «Наверное я не такая красивая, раз не могу это принять». А на самом деле стилевых решений, систем и стилевых архетипов — огромное количество. Мы прекрасно представляем, как может выглядеть Артемида-амазонка или девочка-цветок. Но это совершенно не значит, что одна плохая, другая хорошая. Просто у них совершенно разные задачи.

И когда к девочке-цветку подходит эта женщина-амазонка и говорит: «Ты должна выглядеть так, так и так. Выкинь свои цветочки», — то, конечно, девочка-цветок будет плакать и считать себя ущербной. Точно также наоборот.

На таких сравнениях я пытаюсь показать, что происходит в умах людей, которые теряются, когда с разных сторон слышат совершенно разные послания. Но если человек принимает себя: «Да, я женщина-цветок, и это моя ключевая ценность», — то я как стилист начинаю создавать историю, исходя из ее базовых основ. При этом, если я вижу запрос на динамичность, на построение карьеры, то могу мягко, так, чтобы не спрятать сущность этой женщины, интегрировать в ее гардероб образы из той же Артемиды.

Понимание этих векторов дает мне как стилисту видение, что нельзя исключать из гардероба клиента, а что стоит деликатно добавить, чтобы эта личная трансформация произошла, и он смог презентовать себя в новом амплуа.

Например, та же самая Артемида всегда на коне, всегда конкурирует с мужчинами. И тут мы вспоминаем историю Аталанты, которая была готова обогнать своего жениха, но поняла, что на самом деле хочет семью, хочет любимого мужчину рядом, и приняла это как факт. Этот трансформационный путь происходит в стиле. Женщина-Артемида понимает: «Я хочу быть женственной, хрупкой, хочу, чтобы ко мне относились как к женщине-цветку». В какой-то момент она начинает принимать то, что она отрицала всю жизнь. И вот тут как раз нужно очень деликатно и мягко внедрить в гардероб Артемиды пусть не цветочки, но какие-то детали из гардероба Персефоны или Афродиты. И женщина не будет это отрицать, потому что я не меняю ее образ, а лишь дополняю.

Вот таким образом я подбираю гардеробы. Люди очень ценят, когда я рассказываю их историю через одежду, показываю, объясняю и мотивирую, почему им это нужно. Они безумно благодарны и счастливы, когда я попадаю в их ценности, потому что так я помогаю им создавать их собственную жизнь.
— Ты говоришь про гибкость, изменения, трансформации. А есть ли в таком случае в стиле четкие рамки, границы, правила? Если да, то как ты их используешь?
— Базовая классическая стилистика, цветотипирование, типы фигуры и все остальное – для меня на вовсе не фундамент, в лишь инструменты, как кисти, краски и холсты для художника. Они помогают мне писать картину для моего клиента. Я работаю ими очень гибко. В теории, например, женщине высокой контрастности нужны чистые цвета. Но если я вижу, что она хочет включить внутри себя юную легкую Персефону, то сразу начинаю снижать яркость этих цветов, добавлять в них белила, выбираю чуть-чуть другую палитру и адаптирую к ней гардероб клиентки так, чтобы она выглядела красиво.

Для меня цветотипы, типы фигуры – навыки, которыми я владею по умолчанию, но не опираюсь на них. Четкий ориентир для меня — клиент и его ценности. Именно он, по большому счету, и обозначает те рамки, за которые я не переступаю. Они помогают мне быстрее начать работать в векторе самого клиента. Если человек в силу личных убеждений отказывается носить каблуки, брюки или обтягивающие платья, то я мягко и деликатно работаю внутри этих границ. Зная, что клиент точно не примет, я подбираю подходящие именно для него образы и вещи в его архетипической базе.

Если говорить про мое видение архетипов, то на данный момент я шаг за шагом формирую из своих наработок единую систему. Записываю видео, анализирую различные ипостаси тех или иных архетипов. Собираю и систематизирую данные, чтобы потом предложить практичный и наглядный инструмент другим стилистам.
— Любой специалист сталкивается с ситуацией, когда клиент сопротивляется предложенному решению. Если он тебе доверяет, то идет на этот шаг. Но иногда ему надо с этим пожить, подумать, свыкнутся. И тут ты либо подведешь клиента к переменам, либо с ним расстанешься. Всегда ли работает мягкость или конфликты — это нормально?
— Очень интересный вопрос, который на самом деле меня и привел к созданию собственной системы архетипов. Потому что, честно, я практически каждый раз сталкиваюсь с клиентами, которые к чему-то не готовы, хотя потом от меня все они уходят счастливые и довольные. Я умею подстраиваться и чувствовать их. При этом я вижу в гардеробе те вектора, куда человек не готов шагать. Я вдруг четко поняла, что это показывает, что у него не проявлены эти архетипы.

Что делаю я? Объясняю: «Вижу, что сейчас вы к этому не готовы. Но поверьте моему 20-летнему опыту — пройдет какое-то время и вы рано или поздно захотите это носить. Сейчас, допустим, Афродита, мало проявляется. Но однажды она очень громко заявит о себе и потребует: «Я хочу!» И тогда в свои 45 и в 50 вас начнут привлекать платья, которые вас делают сексуальной. Чтобы не попасть впросак в будущем, лучше учиться делать это деликатно уже сегодня».

По моим наблюдениям, за свою жизнь любая женщина проходит стилевые образы всех архетипов. Более того, мои самые удачные, быстрые и эффективные шоппинги складываются с теми женщинами, внутри которых развиты грани и Артемиды, и Персефоны, и Афродиты, и Афины. Именно тогда и начинается настоящее творчество. Ты прекрасно понимаешь, что какую вещь на нее ни надень, она в ней как актриса преподнесет себя максимально убедительно.

Именно по этой причине люди и отрицают какую-либо стилистику. Представьте, что вы — актер в театре. Вам дали костюм девочки-одуванчика или шута, а вы никогда такой не были, и не знаете, как ее сыграть. Чтобы не выглядеть на сцене нелепо, а гармонично преподнести этот образ, вы должны обладать такими же внутренними качествами.

При работе со стилем важно в первую очередь создать картинку, которая будет убедительна как для самой клиентки, так и для окружающих. Мой подход таков: если женщина не готова, то я каждый раз мягко, деликатно даю примерить этот образ, и тем самым помогаю побыстрее в него вжиться.

Вот женщина надевает что-то непривычное, и другие, кто ее не знает, говорят: «Вау, как круто». Вот ведь в чем особенность: окружающие, не зная нас, оценивают в первую очередь внешность и одежду. Они говорят: «Классно!», а клиентка стоит и не понимает, что именно классно. Она не видит себя в роли, в которой ее увидели другие. Проблема в том, что она до нее внутренне не доросла.

Где-то на пятый раз она начнет понимать энергию этого образа и вести себя соответственно. Афродита начинает красоваться перед зеркалом. Девочка-Цветочек — играть с юбочкой. Так внутри просыпаются все эти роли, а примерки помогают в них вжиться.
— Ты все время говоришь про женщин. Работаешь ли ты с мужчинами и готова ли про это рассказать?
— Да, я работаю с мужчинами. У меня, кстати, был очень интересный случай на шопинге в Москве. Мы подбирали для клиента деловой гардероб, но не строгий офисный. Человек формировал свой бренд и ему нужны были образы, которые вызывают доверие, но в тоже время не лощеные, не бизнесовые.

Вот я предлагаю одно хорошее пальто-пуховик, и вижу, что мужчина не совсем понимает, зачем он ему нужен: «У меня уже есть практически такой же темно-синий, но без английского воротника». Я объясняю: «Понимаете, это куртка с архетипом правителя. То есть негласно каждый человек, глядя на вас, будет наделять вас качествами статусного лидера».

Я стала говорить на языке архетипов, и только потом вспомнила, что мой клиент — сам психолог. Он мне и отвечает: «Если уж стилист говорит мне про архетипы, то я точно должен взять эту вещь». Он ее и правда взял, и она стала его самой любимой, потому что помогает ему чувствовать себя очень ресурсно.

Мужчины реже разбираются в психологии, поэтому донести до них эту идею бывает сложнее, но, исходя из ценностей каждого конкретного архетипа, я нахожу нужные слова и аргументацию. Например, я прекрасно понимаю, что Правителю, в отличие от Диониса, не подойдут футболки с надписями и рваные джинсы.

Кстати, архетипы очень сильно помогают в стилизации фотосессий. Когда ты мыслишь архетипами, то лучше понимаешь контекст съемок, быстрее ориентируешься в сочетании вещей и создании стилевых историй.
Сквозь призму архетипов я вижу ценности любого мужчины.
— Мне кажется, что у женщин есть огромное преимущество: мы можем выглядеть как угодно. Мужчина себе этого позволить не может. У него больше ограничений и общество больше с него требует. Разбираясь в архетипах, я стала чаще сочувствовать мужчинам. При этом я очень радуюсь, когда вижу красиво одетого мужчину. Но мне печально от того, как исчезают привычные идеалы мужественности. Женщина в брюках и без косметики меня не беспокоит — она легко может трансформироваться в любой момент. Но мужчина "среднего пола" — грустный сигнал.
— На самом деле, я бы не печалилась. Сразу хочу объяснить с точки зрения архетипов, что мужчины становятся более мягкими, инфантильными и женственными потому, что мода диктует именно эти форматы. Модой двигают Дионисы — именно они составляют костяк дизайнеров. То, что создают они, мы и видим на подиумах.

Если мужчина-Зевс создаст коллекцию, она не будет так востребована, ведь в ней не будет китча, провокаций, ничего нестандартного. Хотя и мужчины, и коллекции такие есть, они не так муссируются в fashion-среде, не печатаются в журналах, потому что не привлекают ажиотаж и внимание, которые поднимают продажи.

Дионисы и Персефоны — вот кто движет модой. Если наблюдать исключительно за модными тенденциями, журналами, стилистами, то в большей степени заметны только они. Но если отвлечься от моды, то я вижу огромное количество очень красивых мужчин среди обычных Зевсов и Апполонов. Гермесы тоже очень стильные ребята.

Печаль могут вызывать Гефесты — они вообще не следят за модой и у них нет цели одеваться хорошо. Это работяги, на которых стоит наше общество. Все в мире делается их руками.

Сквозь призму архетипов я вижу ценности любого мужчины. В нашей стране, например, огромное количество Дионисов в ипостаси избалованного ребенка, потому что Россия – архетипическая Деметра.

Это полноватые мужчины, которых избаловала мама-Деметра. Они любят пить пиво и сидеть диване. Инфантильны и никак не раскрываются в творчестве. Они тоже не будут следить за модой, потому что у них все хорошо, их женщины балуют и относятся к ним как к детям. Они, конечно, могут вызвать печаль.

Просто хочу переключить твое внимание на то, что я замечаю огромное количество мужчин, которые добиваются высоких успехов, следят за собой и своим внешним видом. Я восхищаюсь ими, они совершенно не выглядят инфантильно или женственно, а наоборот.
— Расскажи, пожалуйста, про отличительные черты Диониса. Для меня это наименее понятный архетип, он такой амбивалентный и может во многое превращаться. Ты говоришь, что моду диктуют Дионисы. Как это проявляется в одежде?
— Дионис, как и Персефона, это самый многоликий архетипы. Дионис – бог удовольствия, бог вина. Это внебрачный сын Зевса, которого он выносил в своем бедре, спасая от ревнивой жены. По сути это та самая золотая молодежь, которым все разрешено. Принц, которому все позволено, он живет с ощущением, что все в этом мире должно крутится вокруг него.

У этого архетипа огромное количество ипостасей. Например, Дионис может добиться большой популярности и успехов на творческой стезе. Среди них много дизайнеров. Примеры реализованных в своей сфере Дионисов — Александр Васильев, Сергей Зверев, Александр Рогов. В какой-то степени и Влад Лисовец в образе Гавроша. Он вечно юн и занимается тем, чем хочет.

Негативная ипостась — это когда человек занимает ограничивающую позицию: «Я — король, и вокруг меня все крутится». Но при этом сам не развивается. И вот этот взрослый мужчина, который мог бы добиться успеха в разных сферах, стать всемирно известным, лежит на диване и считает, что ему все должны принести на блюдечке с голубой каемочкой.

Дионисы любят бренды и дорогую одежду. Но наш инфантильный пример не может себе позволить купить все, что хочет. А блеснуть брендами хочется, поэтому выбирают adidas, футболки с логотипами или яркими принтами. Еще они любят цветочную тематику, шорты а-ля «Aloha Hawaii». Полное ощущение, что такой человек живет в вечном удовольствии и совершенно не заботится о собственном развитии. Это — негативный аспект Дионисов. Они будут всех критиковать и поучать, ругать со своего дивана политику, ставить себя в оппозицию: «Я знаю, как это все должно быть». Но в своей жизни ничего не реализуют. Они упиваются вином и пивом, просто живут "здесь и сейчас".
— Я сейчас увидела другую сторону этой историй. Мужчина с животиком, лежащий на диване, для многих, как не смешно выглядит, мужественно. Это привычный в нашей стране образ отца, мужа, родственника. Он, как ты правильно сказала, воспитан женщинами, но в нем вот эта женственность не сильна.

Это образ, как мне кажется, отходит в прошлое. Вопросы у меня вызывает новое поколение. Субтильные мальчики, достаточно живые, грациозные, но при этом ты не понимаешь, чего от них ждать и чувствуешь какой-то подвох. Это мальчики-мальчики, но не мужчины. Вспомним ту же Грецию, где с мальчиками поступали, как с женщинами. Смотришь на этих ребят в провисших штанах и думаешь: «Это кто? Мальчик или девочка?»
— Это архетип Диониса только в другой ипостаси. На самом деле в каждом человеке одновременно очень сильно проявлено два или три архетипа. Это точно. Есть две ведущие энергии, и в чистом виде тот или иной архетип у многих людей очень сложно диагностировать. Именно набор двух-трех ведущих архетипов и создает уникальный портрет личности.

Мне кажется, что Тимати – это Зевс и Дионис вместе взятые. А сочетание Дионис—Гермес свойственно как раз Владу Лисовцу. Мне безумно интересны именно эти разные грани. Я обожаю расшифровывать людей. Оказывается, я всю жизнь именно этим и занималась, но только сейчас, когда приступила к формированию системы, я вдруг поняла, почему мне это так нравится. Мне хочется разгадать эти коды и донести до других людей то, что все люди ценны, просто все разные.

Мальчики, про которых ты говоришь — возможно новое поколение Дионисов. Но среди молодых мужчин представлены и остальные архетипы. В окружении моего 18-летнего сына, я не вижу сильно проявленных Дионисов. Просто Дионисы обычно самые яркие и по поведению и по одежде.
— Наш фокус внимания просто выцепляет что-то яркое, нестандартное.
— Да-да, они именно такими и будут. Просто архетип Диониса, как и архетип Персефоны – один из самых нестандартных с точки зрения подачи одежды. Они многогранны и очень хотят быть заметными. «Я принцесса. Я принц. Мне позволено все. Я хочу жить в свое удовольствие».

Это их базовый тезис — жизнь в удовольствие, жизнь в данном моменте, они постоянно чем-то увлечены, и их интерес перескакивает с одного на другое. У них нет, как у других архетипов, задачи построить систему или создать какой-то продукт. Но эти архетипы сейчас очень востребованы и мужчинами, и женщинами.

Многим независимым женщинам очень не хватает легкости и воздушности девочки-Персефоны. Они могут достигнуть баланса, внутреннего счастья, только разрешив себе в какие-то моменты быть девочкой-бабочкой, девочкой-весной. Их точка роста именно в принятии этой своей внутренней девочки.

Все эти темы отлично и четко раскрывает Джин Шинода Болен. Не буду за нее говорить, просто рекомендую всем прочесть эти книги.

Лично мне одежда помогает донести эту ценностную информацию до других людей. Я понимаю, что, говоря про стиль через архетипы, я расширяю рамки отношения людей к себе, снимаю какие-то ограничения. Нужно не ограничивать себя, а трансформироваться и пробовать разные грани жизни.