Как начинающему дизайнеру продвигать себя в интернете
Рекомендации маркетолога Валерии Ефановой
Здравствуйте!

Меня зовут Валерия Ефанова, я контент-маркетолог. Сделав своей специализацией продвижение экспертов в области дизайна интерьеров, я несколько лет посвятила этой деятельности. Сегодня я хочу обобщить, структурировать свой опыт и поделиться им с вами, начинающим дизайнером интерьеров.

Я разложила все на простые и понятные шаги, чтобы вы могли сориентироваться и понять, с чего вам начать прямо сейчас, чтобы уже очень скоро стать востребованным дизайнером, привлекать клиентов нужного вам уровня и создавать для них дизайн-проекты, которые станут знаковой частью вашего портфолио.

Итак, начнем.
Валерия Ефанова
Контент-маркетлог
Вы можете читать эту статью от начала до конца или сразу перейти к интересующему вас разделу.
Как вообще устроено продвижение?
Для того, чтобы кто-либо обратился к вам за разработкой дизайн-проекта, должно произойти одно из двух:

  • Кто-то другой должен порекомендовать вас этому человеку как дизайнера.

  • Этот человек сам должен увидеть ваши работы (например, листая журнал или изучая сайты в интернете) и решиться заказать у вас проект.

Первый случай — пример типичной работы так называемого "Сарафанного радио". Второй путь потребует от вас больше подготовительной работы в рамках интернет-маркетинга и развития личного бренда.

Наилучший результат дает комбинация обоих подходов. Поскольку друг без друга они имеют некоторые ограничения. Давайте коротко разберем, какие.
Преимущества и ограничения "Сарафанного радио"
  • Преимущества
    • Вам не нужно говорить о себе лично — за вас это делают другие. Это особенно приятно людям скромным, которым неловко говорить о себе самостоятельно.

    • "Сарафанное радио" доносит ваше имя туда, где вы до этого еще не бывали. Знакомые передают знакомым и результат такой "передачи из рук в руки" может оказаться весьма впечатляющим, приятным и доходным.

    • Иногда достаточно удачно сделать всего один проект, чтобы получить целый ряд заявок.

  • Ограничения
    • В работе "Сарафанного радио" очень много неожиданности и нестабильности. Оно может дать сбои и даже замолчать навсегда. Здесь слишком велика роль удачного стечения обстоятельств и везения.

    • Вы никогда не знаете точно, в каких именно выражениях и за какие достоинства вас рекомендовали. А вдруг как самого уступчивого и недорогого дизайнера?

    • Клиенты, пришедшие по "Сарафанному радио", склонны возлагать ответственность за свой выбор на других. Они приходят к вам со своими иллюзиями и ожиданиями, что потенциально несет в себе риск непонимания и конфликтов.

    • "Сарафанное радио" действует в очень ограниченных рамках. Люди рекомендуют вас другим людям из своего же круга. Этот круг может не совпадать с портретом клиентов, с которыми вы на самом деле хотели бы работать.

    • "Сарафанное радио" очень часто "выгорает". Поток клиентов просто иссякает по непонятным вам причинам.
Преимущества и ограничения построения личного бренда в интернете
  • Преимущества
    • Независимость. Развивая личный бренд, вы действуете независимо от любых рекомендателей и всегда сами направляете и корректируете ту информацию, которую хотите донести до людей.
    • Вы можете управлять потоком входящих обращений, усиливая его дополнительными активностями, публикациями или рекламой.
    • Личный бренд остается с вами, даже если вы расширите или измените свою сферу деятельности.
    • Качественно проработанные публикации на личном сайте и других интернет-ресурсах могут приносить вам клиентов годами. Вы вкладываетесь в контент, который становится "вечнозеленым" источником интереса к вам.
    • Вам не нужно говорить о себе лично — за вас это делают другие. Этой особенно приятно людям скромным, которым неловко говорить о себе самостоятельно.
  • Ограничения
    • В построение личного бренда необходимо инвестировать личные ресурсы: время, внимание и деньги, силы и энергию. А ваш рабочий день ограничен.
    • На то, чтобы сформировать свою аудиторию, вызвать ее доверие и интерес, вам нужно закладывать не менее 12 месяцев.
    • Развитие личного бренда требует публичности и открытости. Вам нужно будет рассказывать о себе, публиковать свои фотографии, высказывать собственное мнение и научиться работать с негативом и критикой.
    Как продвижение должно работать в идеале
    1
    Работа над портфолио
    Уже во время обучения вы начинаете формировать свое портфолио и заблаговременно думаете о том времени, когда оно начнет работать на вас. При необходимости идете на стажировку ради опыта и проектов, на которые сможете ссылаться как на свои результаты.
    2
    Первые заказы
    Люди видят ваши проекты, они им нравятся. Они узнают имя дизайнера и обращаются к вам за проектом. Вы письменно, в договоре уславливаетесь с заказчиком о том, что он дает вам разрешение публиковать информацию об этом проекте.
    3
    Создание контента
    В процессе создания проекта вы создаете много контента: фото до и после, описание задач, которые вы решали, рисунки, чертежи, эскизы, визуализации. Текстовые зарисовки и истории: о чем вы думали и что происходило с вами во время работы над проектом. Важно: контент вы создаете на на регулярной и системной основе. Разовая публикация или видео разовое не принесет долгосрочных результатов.
    4
    Расширение аудитории
    Вы публикуете эти материалы в своем блоге и аккаунтах в соцсетях, тем самым привлекая дополнительный интерес новой аудитории.
    5
    Рост узнаваемости и доверия
    Кто-то из ваших постоянных читателей или тех, кто находит случайно вас по каким-то конкретным запросам в сети, ставит себе в голове галочку: "Когда я буду делать проект, то обращусь к этому дизайнеру".
    6
    Выход на новую аудиторию
    Закончив проект, вы публикуете его описание у себя на сайте, оформляете эту историю в своем портфолио. Предлагаете журналам и интернет-порталам.
    7
    Запуск "Сарафанного радио"
    Вашему заказчику нравится ваша работа и он рекомендует вас своему окружению.
    8
    Продвижение приносит новые заявки
    Вы получаете несколько запросов через интернет и по "Сарафанному радио" и выбираете наиболее интересный проект.
    Как этого добиться? Используйте пошаговый план продвижения!
    Точка отсчета
    Первое, что нам нужно зафиксировать, это тот багаж, с которыми вы начинаете свое продвижение. Предвижу, что ситуация может быть следующей.

    1. Вы — молодой выпускник института, университета или курсов дизайна.

    2. Вы — специалист, который сменил свою сферу деятельности (экономика, юриспруденция, финансы, маркетинг или иную) на дизайн интерьера.
    Вы предполагаете, что с дизайном на данный момент вас связывает только образование и желание посвятить себя этой деятельности. У вас нет или очень мало проектов в портфолио и ваше имя мало кто ассоциирует с дизайном интерьеров. Это означает, что вам практически нечего показать и вас почти никто не может рекомендовать.

    Проведите аудит ваших ресурсов:

    • Время
    • Деньги
    • Знакомства

    Что нужно сделать?
    • Составить список своих сильных сторон. В чем вы уже сильны? Вы пунктуальны? У вас хороший вкус и насмотренность? Вы хорошо ориентируетесь в цифрах или умеете делать художественные фотографии? Зафиксируйте это, все нам пригодится.

    • Второй список: что именно вам нравится делать как дизайнеру интерьеров? Ваша сильная сторона — планировки? Подбор стилистических решений? Вы хорошо ориентируетесь в антиквариате? Выпишите в столбик.
    Постановка целей и планирование карьеры
    Решите, сколько лет вы планируете работать дизайнером интерьера? Тот ли это путь, которому вы готовы посвятить всю свою жизнь?

    В жизни экспертом становится тот, кто уделяет своему делу максимум своего времени. С каждым годом, который вы активно проработаете как дизайнер, вы будете накапливать профессиональный опыт, наращивать круг знакомств и, при правильной стратегии, становиться все более востребованным специалистом.

    Запишите себе прямо сейчас, с какими проектами вы готовы работать сегодня и с какими проектами хотели бы работать через 3 года, через 5 лет, через 10 лет и через 20.

    Исходя из того, сколько лет вы готовы заниматься дизайном интерьеров в будущем, спланируйте стратегию своего профессионального развития. Планируете ли вы привлекать помощников? Развиваться самостоятельно, найти партнера или создать бюро? Все это требует разных стратегий.

    Эти ответы и понимание в первом приближении помогут вам избежать серьезных ошибок в будущем.
    Знакомство с клиентами
    Ваше знакомство с клиентами должно начинаться задолго до реальной встречи с ними. Определив, с проектами какого уровня вы хотите работать, опишите портрет своего идеального клиента. Вы должны знать уровень доходов этих людей, круг их интересов, их предпочтения. Так вы сможете продумать стратегию продвижения и создавать контент, заточенный под конкретных людей. Если вы все сделаете правильно, им будет интересно читать ваши посты, им будут нравится ваши фото и они захотят как минимум познакомиться с вами лично.

    Они увидят и убедятся, что вы настоящий эксперт, который понимает, что он делает и почему. Доверие к вам будет выше, чем к другим новичкам-дизайнерам.
    Активность в реальной жизни
    Публикация контента в интернете, как я уже говорила, имеет отложенный эффект. Первые устойчивые результаты при активной работе по созданию постов, статей, активному ведению соцсетей вы можете получить лишь через несколько месяцев.

    Поэтому ваша задача на начальном этапе — актуализировать свои текущие контакты и активно обрастать новыми знакомствами с теми людьми, которые потенциально могут стать вашими заказчиками.
    Продумайте прямо сейчас
    и запланируйте реальные действия
    • Мыслите шире
      Как вы будете выстраивать свой нетворкинг? Где вы можете познакомиться с потенциальными клиентами?
    • Собирайте рекомендации
      Подумайте, кто мог бы рекомендовать вас прямо сейчас.
    • Говорите о себе
      Начните рассказывать всем, что вы дизайнер, прямо сейчас. Измените подпись в электронной почте. Напишите об этом в профиле в соцсетях.
    • Посещайте мероприятия
      Подумайте, на каких мероприятиях вы можете познакомиться с нужными людьми?
    • Подготовьтесь к знакомству
      Важно всегда представляться как дизайнер. Подготовьте и отрепетируйте приветственную речь. Закажите визитки.
    • Планируйте общение
      Внесите в свой календарь два мероприятия на этот месяц.
    Формирование портфолио
    Портфолио — это ваш стратегический запас. Именно ваши проекты, ваши результаты должны убеждать потенциальных клиентов обращаться именно к вам. Год, прожитый без проекта в портфолио, прожит зря.

    Ваше портфолио — это ваш индивидуальный портфель проектов. Вы должны формировать его, как формируют инвестиционный портфель. Не нужно складывать в него все подряд.

    Все зависит от ваших целей. Если вы хотите стабильно из года в год вести типовые проекты, которые будут нравится вашим клиентам, то портфолио должно выглядеть как надежная рабочая лошадка.

    Если же ваша цель — яркие, необычные, харизматичные, амбициозные проекты, то ставьте себе эту планку прямо сейчас. Вы будете идти к этой цели несколько лет, так что лучше сделать правильную ставку с самого начала.

    В зависимости от ваших целей, начните наполнять свое портфолио теми проектами, которые вы будете с чувством гордости и уверенности показывать своим клиентам.

    Если же ситуация такова, что сейчас у вас нет ничего, то сосредоточьтесь на том, что сейчас вам доступно. Клиент просит сделать комнату? Делайте комнату, но только если то, что получится, вы сможете добавить в свое портфолио.

    Если, соглашаясь работать над проектом, вы будете думать только о деньгах, вы получите деньги. Это уже хорошо. Но если, выбирая проект, вы всегда будете держать в голове цель — публикацию, то ваше портфолио будет расти качественно иначе.

    О том, как правильно договариваться с клиентом о публикации вашего проекта, я готова рассказать вам на консультации.
    Выводы
    • Прежде, чем взяться за проект, решите, что он значит для вашего портфолио.

    • Смотрите на каждый проект как на кейс. Кейс — это описание решения некой задачи. Одно дело выложить на сайт просто набор фото. Другое — описать, что и как вы как дизайнер делали в рамках данного проекта. Почему вы принимали те или иные решения и какую пользу, таким образом, принесли заказчику.
    Контент
    Для того, чтобы наполнить ваш сайт, что-то публиковать в соцсетях, вам нужен контент — изображения, тексты, видео, реже аудио.

    Для того, чтобы рассказывать о себе, вам нужны так называемые "каналы продвижения". Это:

    • Ваш личный сайт и блог
    • Ваши аккаунты в социальных сетях
    • Email-рассылка
    • Различные форматы интернет-рекламы
    Прежде, чем начать что-либо писать и постить, разработайте совместно с маркетологом контент-стратегию и контент-план.
    Как я вам помогу
    Как интернет-маркетолог, я приглашаю вас на живую или онлайн стратегическую консультацию.

    Она проходит в формате 1-1,5 часовой встречи. Перед ней я направляю вам диагностические вопросы, которые помогут мне оперативно сориентироваться в вашей ситуации и более прицельно сфокусироваться на стоящей перед вами задаче.

    Я подскажу вам, какие специалисты вам нужны и дам развернутые рекомендации по личном продвижению.
    Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности.