КЕЙС
Как привлечь 340 000 рублей на восстановление храма с помощью краудфайндинга и 12 000 рублей на таргетированную рекламу
В конце 2015 года ко мне обратилась одна знакомая с вопросом, что можно сделать, чтобы привлечь внимание к одному храму в глубинке.
Храм в селе Пёт
Каменная церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы в селе Пёт Рязанской области возведена в 1912-1913 годах на средства купца Портнова, предположительно к 300-летию Дома Романовых. Строил храм местный житель Никанор Васильевич Гавриков по проекту гражданского инженера из Санкт-Петербурга Александра Георгиевича Молокина. Строили добротно: с использованием новаторского железобетона и калориферного отопления, поэтому проект может служить примером высокой архитектурной культуры.
С чего мы стартовали
Итак: храм не в Подмосковье. Для реставрации "по правилам" нужны миллионы. Волонтеры делают все, что в их силах, чтобы просто остановить разрушение из-за протечек крыши.

Я проконсультировала руководителя проекта и дала следующие рекомендации:

— Разместить информацию о проекте на платформе «Начинание» и вести сбор там. Я видела, что в соцсетях используется сбор средств на личные карты священнослужителей и других людей, и здесь существует много перегибов. Поэтому для обеспечения прозрачности проекта подошла бы краудфандинговая платформа, поскольку она может обеспечить больше доверия.
– Очень четко описать цели проекта и указывать сметы — на что идет сбор, какая сумма нужна.

Мои рекомендации были приняты.

Мы также обсудили:
– Возможность привлечения журналистов — храм является памятником архитектуры и его история может иметь резонанс.
– Личные обращения к возможным жертвователям в социальных сетях и в интернете в целом. Переписку, обращения в социальных сетях волонтеры взяли на себя.

Волонтеры проекта завели страницу на сайте «Начинание» и составили текст самостоятельно. Через какое-то время меня попросили поучаствовать в продвижении проекта.
Этап второй – реклама
Я выполнила следующее:
1
Скорректировала описание проекта на сайте платформы и призывы к действию. Изначально текст был написан более эмоционально. Я придала ему структуру и четкость.
2
Прописала, почему стоит жертвовать на этот проект и чем мы гарантируем то, что деньги будут потрачены эффективно.
3
Запустила рекламу в социальных сетях ВКонтакте и Facebook (запрещен в Российской Федерации). Бюджет — 3.000 р. на каждую соцсеть в декабре 2015. ВК показал себя не лучшим образом, в итоге оставили только Facebook.

4
Ранее у проекта была страница только в ВК, поэтому мы создали новую страницу в Facebook и начали заполнять ее контентом. Немного некоторое время я помогала с контентом в соцсетях – писала посты и сделала видео-слайдшоу.
Уроки рекламной кампании
1
Возможно свою роль сыграл временной отрезок. Мы запускались в декабре, под Рождество. Попытка сделать похожее на майские праздники, под Пасху, к таким результатам не привела.
2
Храм находится в Рязанской области. Рекламу мы показывали по географии Москва, Санкт-Петербург, Рязанская область.
3
Гипотеза, что на проект будут жертвовать по интересу "Православие" провалилась. Вероятно количество обращений к ним настолько велико, что еще один проект не отзывается никак.
4
Реклама вызвала не только позитивный, но и негативный отклик — мы стали получать комментарии с различными обвинениями и приложениями (продать часы Патриарха, торговать нефтью, просить денег у Церкви). Очень вежливо со всеми вели переписку в комментариях и иногда даже привлекали людей на свою сторону. Предметно, с перечнем работ и затраченных сумм описывали результаты работы волонтеров.
5
На основе первых результатов скорректировали рекламную кампанию. Я стала исключать из настроек таргета людей, которые соответствуют как минимум одному из следующих условий: атеизм, агностицизм, Change.org и еще кое какие еще параметры. После тестирования интересов самый лучший результат показала аудитория оказались с интересами «история архитектуры».
Итоги и результаты
«Начинание» не позволяет отслеживать utm-метки, поэтому грубо можно сказать следующее.

В рекламу на FB было вложено 12.000 р.
Из заявленных 437 000 удалось собрать 346 344.
Клик в декабре 2015 обходился в 6-8 рублей.
Почему я взялась за этот проект на добровольных началах?

1. Меня интересуют проекты, где можно увидеть четкий результат.
2. Я за то, чтобы в селе Пёт стоял красивый храм, а не высились развалины. Помните теорию битых окон? Я за созидание, строительство и красоту.

Пользуюсь вашим вниманием, прошу поддержать этот проект: распространением информации, финансово. Храм очень большой и работы еще много.

Руководитель волонтеров проекта — Марина Цолина