Маркетинг и коммуникации
Кто из нас имеет право голоса?
Как эксперт по контенту, специалист, который помогает другим специалистам писать, делиться своей экспертностью, высказывать своё мнение, рассказывать о себе и своей работе, я особенно чувствительна к ситуациям, когда один человек советует другому заткнуться. И вот что нам всем надо учесть.
«Кто ты, чтобы говорить об этом?» «Кто ты, чтобы мы тебя слушали?»
Пора научиться отвечать на эти вопросы.
Женщина-дизайнер пишет книгу о дизайне с точки зрения бизнеса. Эту книгу рекомендует уважаемый мной редактор. И в комментариях к её посту кто-то сразу спрашивает: «А кто такая автор этой книги? По какому такому праву она вдруг учит других?» Другая моя коллега высказывает в личном посте нетривиальное мнение о личном бренде. В комментариях пишут: «А вы кто?»

Незнакомые и малознакомые нам люди ждут и требуют от нас доказательств. Доказательств нашей ценности, знаний, компетентности. С точки зрения маркетолога, это нормально и даже здорово. Путь клиента описывает эту стадию как этап сравнения и оценки. Это, на минуточку, уже средняя степень прогрева аудитории. Но с точки зрения эксперта и специалиста, это может восприниматься как болезненный укол. Критика и вопросы — тот самый барьер, который мешает очень многим высококлассным специалистам открыть рот и высказаться. Написать пост или статью о себе и своей работе. Привлечь к себе внимание. Выйти в публичное пространство.

Знаете, что происходит, когда человек решает молчать и держать свою экспертность при себе? Он лишает человечество возможности получить информацию из его опыта.

В процессе работы каждый специалист получает свой уникальный опыт. И чем сложнее специализация человека, тем ценнее его опыт для всего остального человечества. Потому что для того, чтобы получить этот опыт снова, на свет должен появиться новый человек и потратить 10-20-40-60 лет своей жизни, чтобы прийти к похожим результатам.

99% ценности этому опыту дают ошибки. Люди, разумеется, не любят о них говорить, с большим удовольствием делятся успехами, а окружающие с таким же удовольствием делают из опыта успеха крайне однобокие выводы. К счастью для человечества, последние годы осознание ценности ошибок — это восходящий тренд. Ошибкам посвящают конференции и блоги, о них пишут книги, на них вообще начинают смотреть по-другому. Как на ценный опыт, который необходимо получить, чтобы прийти к результату.

Понимание, того простого факта, что люди всегда говорят только о своем опыте, принесло мне огромное облегчение и освобождение. Теперь, когда кто-то спорит с моей точкой зрения в комментариях, я не досадую, а благодарю человека за то, что он нашел время поделиться со мной личным опытом. Наш опыт очень разный. У вас один опыт, у меня — другой. Именно противоречия показывают, насколько богата вселенная. Что в ней возможно и то, и другое.

Я глубоко убеждена, что личный опыт (а не мнения) людей представляет для всех нас огромную ценность. Ведь когда нам нужно будет найти решение той или иной задачи, мы сможем увидеть, как её решал до нас кто-то другой. Отбросить неудачные варианты и опираться на то, что сработало. Оттолкнуться от этого опыта и сделать ещё один шаг вперед. Именно так развивается человечество. Мы все стоим на плечах гигантов.

Мир очень многообразен и каждый день нам требуется опыт решения всё новых и новых задач. Подобрать стильный гармоничный образ, сделать макияж, изготовить сложную лестницу из стекла и металла, найти идеальную квартиру, продвинуть бизнес, выстроить отношения, научиться писать тексты… На разных этапах нам нужна помощь узких специалистов с разным уровнем опыта. Где-то достаточно специалиста с базовым уровнем знаний, где-то — эксперта уровня аса. Если начинающий профессионал посыплет голову пеплом и решит: «Тот незнакомый мне человек прав. Я ничего не стою. Мне надо бросить то, что я делаю», — он никогда не накопит опыт, который переведёт его на новый уровень.

Нас двигает вперед рефлексия над нашим опытом. Где-то надо признать свои ошибки. Где-то — понять, что проблема была не на нашей стороне. Для этого надо о своем опыте говорить и писать. Чтобы помочь людям преодолевать эти барьеры я веду «Мастерскую бизнес-текстов», пишу книгу про создание экспертного контента, консультирую и поддерживаю. Дерзайте и вы. Миру нужен ваш экспертный опыт. Дайте ему услышать ваш голос.