Заказчики и исполнители услуг совершают очень большую ошибку, считая, что сделка между ними включает в себя всего лишь обмен работы на деньги.
Чуть более продвинутые люди говорят, что продают или покупают время. Еще более продвинутые понимают, что продается и покупается также и внимание. И практически все избегают говорить про эмоции.
Эмоции в проектах — больная тема. Работа — это про отношения, а отношения — это про эмоции. Как правило негативные. Страх, гнев, вина, печаль, презрение. Если вы их не чувствуете, то вы — бодхисаттва. Документы, регламенты, удаленное взаимодействие призвано отчасти эти эмоции нивелировать, погасить. Нам бы хотелось их избегать и да, прогулки по граблям порой очень помогают в выстраивании бизнес-процессов.
Надо понимать, что иногда заказчик, официально покупая у исполнителя услугу, в реальности хочет получить от него эмоции. Да, да, это все про манипулирование, управление через обесценивание и так далее. Как и во всех других видах отношений, мы вынуждены тут проигрывать привычные сценарии пока не надоест. Осознал, осмыслил — добро пожаловать на следующий уровень.
Но я даже не об этом хочу сегодня с вами подумать, а о том, какую роль в продвижении проекта играет энергетика заказчика и исполнителя.
Когда я говорю об энергетике, я говорю о ресурсах. О мотивации. О желании что-то делать. Об эмоциях, которые нами движут. О ресурсном состоянии. Как я сказала выше, отношения — это эмоции. Заказывая услугу по продвижению, дизайну, созданию стиля и ряд других, мы включаем в нашу сделку третью сторону — других людей, на которых мы хотим повлиять через нашего исполнителя. Он сейчас создает нам тексты, сайт, логотип, образ, благодаря которым мы получим желаемое от других — мужчин, женщин, клиентов, партнеров. На самом деле-то мы хотим вступить в отношения с ними, и наш исполнитель сейчас — посредник между нами и нашей целевой аудиторией.
Есть мы, есть наша аудитория. Чтобы привлечь ее внимание, нам нужно вложить, инвестировать в наш проект наши ресурсы: деньги, время, внимание, компетенции и эмоции.
Как правило люди считают, что они сейчас инвестируют деньги в услуги исполнителя и все, этого будет достаточно.
Но вспомните, на каком топливе на самом деле летят проекты? На харизме. На эмоциях. На энергетике лидера.
В творческих профессиях исполнитель всегда выкладывается энергетически. Если вы считаете, что ему достаточно заплатить — ну что же, я даже оставлю эту позицию без комментариев. Просто я знаю, доброе слово и кошке приятно.
Хочу, чтобы вы просто посмотрели со стороны на ситуацию, когда заказчик хочет продвинуть некий проект, но вкладывать в него готов только деньги. А за деньги, естественно, только строго спрашивать. Есть здесь эмоции? Есть. Страх, вина, гнев. Есть здесь энергия? Заказчик (например, отказываясь от коммуникации и отвечая "я думал, вы профессионал, а вы хотите, чтобы я за вас работал") ее тратить не хочет. Исполнитель — тратит и теряет.
Если энергию в проект вкладывает только исполнитель, его ресурсов не хватит, чтобы одному раскачать маятник. Не получив энергии, проект не полетит. Не получив результата, заказчик обвинит исполнителя. Тот, даже получив деньги, которые не компенсируют его эмоциональные вложения. пойдет вниз по спирали вины, а значит еще большей потери энергии. Вот как это работает.
Восходящая спираль строится не на вине, а на благодарности. Не на страхе, а на радости. И это не утопия, хотя и звучит очень уж красиво.
Здравая реальность — продолжительная линия сосредоточенной рутины с ее амплитудой взлетов и падений и взаимным здоровым энергообменом между тремя сторонами: заказчик, исполнитель, аудитория. Фишка именно в слове "продолжительная". Ибо я не знаю, чего вообще можно достичь, метаясь между людьми и инструментами не дольше 1-3 месяцев.